Почему педагогика и наука и искусство. Эссе "Чем для меня является педагогика"

На днях в Екатеринбурге директор школы № 48 вызвала полицию с автоматами и психбригаду, чтобы усмирить ученика 4-го класса. По словам свидетелей, тот очень яростно отреагировал на провокацию товарища, испортившему ему обед в школьной столовой. Возмущенный учащийся схватил нож и с угрозами «всех буду резать» выскочил без одежды на лютый мороз...

Не будем отрицать - сегодняшние дети агрессивнее вчерашних. И мало новых Макаренко, который показал всем, что вполне реально заслужить авторитет даже у самых разнузданных и гиперактивных детей. Этот педагог работал не с домашними маменькими сынками, а с настоящими проблемными детьми с улицы. Ни разу не вызвав подкрепление. Конечно, искать к таким ребятам подход - труднее, чем к приличным ученикам. Но кто сказал, что с детьми должно быть легко?

Никто не снимает ответственности и с самого мальчика. Директор школы утверждает, что «в первую очередь боялась за него самого». Но в тексте этого происшествия есть один показательный факт о 10-летнем агрессоре: «Ребенок уже прошел судмедэкспертизу: на его теле зафиксировали синяки и кровоподтеки». А вот и еще одна фраза: «Усмирить четвероклассника пытались четыре учительницы, однако им это не удалось».

Странно выглядят слова уполномоченного по правам ребенка Игоря Морокова: «Мы ознакомились с ситуацией, посмотрели все документы. Ситуация непростая, ее должны разрулить как педагоги, так и мама ребенка. С точки зрения действий администрации школы – к ним претензий нет. Проблемы были и раньше, просто случилась острая стадия. Администрация школы все сделала в соответствии с существующими регламентами»... Но как детям надеяться на защиту прав, если даже омбудсмен не предъявляет претензий к «силовым методам»?

Как такое вообще могло случиться? Свое мнение по поводу ситуации высказывают педагоги, родители и психологи.

Татьяна Мокренко, директор школы: Весь этот фарс, устроенный директором, говорит об одном - о непрофессионализме и нежелании брать на себя ответственность за детей. А, между тем, именно это является главной задачей педагога. Да, сейчас в школе много детских «разборок». Но когда педколлектив не в состоянии контролировать эти процессы, он обращается за помощью к другому профессионалу - психологу, который работает с ребенком, его родителями и учителями, разрабатывает схему взаимодействия и перевода агрессии в мирное русло. Почему директор вместо этого предпочла обвинить во всех грехах ребенка и его мать? Да потому что проще - ни в чем не разбираться, скрутить и отправить в психушку. Вместо того, чтобы ежедневно выполнять свою работу - вести профилактику, интересоваться жизнью детей и их проблемами.

Мария Петрушевская, родитель: Мальчишку жаль, с такой слабой психикой пережить такой стресс очень будет сложно. Как-то замяли, что этот взрыв спровоцировал другой, «нормальный», ребенок. Подсыпал соль именно агрессору, зная, что тот может сорваться. Почему бы с остальными детьми не поговорить про толерантное отношение к проблемным детям, а не устраивать им мелкие пакости ради развлечения.

Иван Коломиец, психолог: Агрессия необходима человеку, она вполне естественна. И нет ничего плохого, если ребенок не подавляет это чувство, а отстаивает свои интересы. Нужно лишь научить его не причинять вред себе и окружающим. Агрессивного ребенка вполне можно обучить владеть собой с помощью чувства контроля. Помогите ему увидеть выход из ситуации: «Ты можешь выразить свой негатив, но не кулаками и криками, а словами: Я очень злой сейчас, Я обиделся, Я расстроен». Объясните, что бить обидчика он не имеет права, но может подойти к родителю или учителю, чтобы об этом поговорить.

Согласно опросам, 9 из 10 взрослых людей признаются, что в детстве иногда были жестоки: участвовали в травле одноклассника или даже учителя, мучили животных. И пусть они сегодня вспоминают об этом со стыдом, но ведь это было.

Елена Беспалова, учитель: Обвинения директора в адрес ребенка выглядят, мягко говоря, странно. Если мальчик действительно легко возбудим и быстро впадает в гнев, почему учителя за ним не присматривали? Это ведь их прямая обязанность. Почему с мальчиком не работал психолог, чтобы помочь ему контролировать гнев? Как вышло, что в столовой у ребенка оказался в руках нож? (как утверждает директор). Как вышло, что ребенок раздетым выбежал из школы на улицу? В школе нет охраны? В столовой никто из педагогов не дежурит? И что за авторитет у директора школы, в присутствии которого четвероклассник «грозит всех порезать»? Все эти вопросы - к директору, а не к мальчику или к его матери. Мальчик мог быть каким угодно за стенами школы, но в ее стенах контролировать поведение ребенка и его безопасность - прямая работа директора.

Собирая эти комментарии, я вовсе не встала на сторону агрессивных детей и их родителей. Тем более, что на собственном опыте и опыте своих детей знаю, какой бывает школьная травля. Однако, справедливости ради, хочется напомнить всем, работающим в сфере образования, что в переводе с греческого «педагог» означает «ведущий ребенка». Но это не тот педагог, который «ведет ребенка» в психушку, а тот, кто помогает пройти через сложности.

Педагогика - это слово мы слышим с раннего возраста. Но вот что оно означает?

Во-первых , педагогика - это наука. Наука о воспитании человека. Слова «воспитание» подразумевает под собой передачу определенного багажа знаний от старшего поколения к младшему.

Во-вторых , педагогику мы можем рассмотреть как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле мы можем рассматривать педагогику, как влияние внешней среды на личность. В узком смысле - это целенаправленная деятельность педагогов.

Педагогика - это не просто наука о воспитании

Передать свои знания - это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить - это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.

Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.

Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?

Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.

Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.

Для чего нужна педагогика?

Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.

Первая стадия - это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.

Вторая стадия - формирование определенного сознания ребенка дошкольного возраста. Это самая важная стадия развития личности, т.к. в этот период формируются взгляды ребенка, от которых в дальнейшем зависят его психическое состояние, его мировоззрение и т.д.

Третья стадия - стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.

Продолжать можно бесконечно , т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.

Подведем итог

Педагогика - это не просто наука, которую преподают нашим учителя и педагогам, чтобы они нас правильно учили, а это целая система знаний, которая сопровождает нас всю жизнь, а не только в учебных заведениях. На протяжении всей жизни, начиная с момента, когда мы издали первый крик, и, заканчивая моментом, когда мы издаем последний стон, мы учимся. Мы пытаемся учиться чему-то новому, необычному или обычному для нас. В детстве нас учат, как правильно говорить и ходить. В школе - писать, читать. В институте - обучают навыками, которые пригодятся нам для будущей профессии. На работе мы учимся находить общий язык с людьми, техникой и т.д. В дальнейшем мы сами начинаем кого-то учить. Можно сказать, что наша жизнь - это циклический процесс, который во многом завязан на таком маленьком, но таком обширном слове педагогика.

Редакция "сайт"

Педагогика играет важную роль в моей жизни. С основными категориями педагогики (обучение, образование, воспитание) так или иначе сталкивается каждый. Родители, воспитывающие своих детей, преподаватели, обучающие студентов, любой из нас, читающий учебник — во всех этих случаях люди оперируют знаниями, которые нам дает педагогика, иногда осознано, но чаще всего инстинктивно.

Родители в процессе воспитания ребенка, начиная с объяснения в раннем детстве, что такое «хорошо», а что такое «плохо», что спички детям не игрушка, что нужно говорить «спасибо», руководствуются опытом, накопленным предыдущими поколениями, общепринятыми нормами и правилами, которые сейчас кажутся нам очевидными и к которым люди относятся, как к жизненным аксиомам. Но все эти нормы и установки – результат многовековой человеческой практики в воспитании и обучении, результат грандиозной теоретической работы мыслителей и философов древности, сформировавших саму науку педагогику и наше современной представление о предмете изучения этой науки. Представления о воспитании и обучении в то же время пересматриваются и меняются, что свидетельствует о динамичном развитии науки педагогики.

Вышеприведенные рассуждения относительно общепринятых норм, правил и опыта применимы и к образовательному процессу в учебных заведениях, к процессу социализации, творческому саморазвитию человека и другим явлениям, которые изучаются и описываются педагогикой.

Будучи студентом химического факультета, не могу не рассматривать возможность преподавания в вузе. Преподавательская деятельность требует не только творческого подхода и знания непосредственно предмета, но и специальных навыков и знаний, которым обучает педагогика, как дисциплина.

Учителя школы, преподаватели вуза, являясь субъектами педагогики, оказывают большое влияние на формирование личности, развитие учащегося. В восьмом классе я решила посвятить жизнь химии, благодаря моему замечательному учителю. Мое первое представление о научной деятельности и людях в мире науки сложилось под влиянием образов блестящих выдающихся ученых из кино и книг, и, разумеется, носило характер некой неопределенной мечты и идеала, но только благодаря преподавателям в университете, которые подают пример, каким должен быть ученый, мечта воплощается в реальность и становится целью.

К девятому классу у меня накопилось много цифрового домашнего задания (презентации, интеллект-карты, видео, рефераты, сочинения и другие), и я решила создать сайт (marinky.com) и публиковать свои работы, чтобы учителя и ученики могли их использовать в образовательном процессе. Также я публиковала различные демонстрационные материалы, иллюстрации и видео, связанные с моим увлечением молекулярной визуализацией, и сайт приобрел научно-популярную направленность. Сайт регулярно посещается учителями, учениками, студентами и другими заинтересованными. Посетители оставляют благодарные отзывы и мне приятно осознавать, что я вношу свой небольшой вклад в процесс образования.

Таким образом, педагогика, как наука о воспитании и обучении человека, играет важную роль в моей жизни.

«Педагогика» - слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» - дитя и «ago» - веду, воспитываю. Буквальный перевод - «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова - «педагог» и «педагогика». В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле - вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать.
В последние годы этим словом обозначают различные подходы к обучению, методы и организационные формы: педагогика сотрудничества, развития, музейная педагогика, рископедагогика и т.д. Кроме того, ее рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, а также как учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.
Потребность воспитывать, передавать опыт от поколения к поколению появилась на ранних этапах развития общества. Воспитание было таким же общественным явлением, как любой вид деятельности человека.
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими.
На Руси, как и в других странах, создавалась самобытная преподавательская культура, был свой канонический жанр «учительской литературы», включающий тексты наставительного характера. Примером являются «Поучения» детям Владимира Мономаха.
Педагогика ведет свое начало от народной педагогики. Она воплощалась в пословицах и поговорках, т.е. имела иносказательную форму и устное бытование: «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи - век учись», «Корень учения горек, да плод сладок».
Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), которая не потеряла своего значения до сих пор. Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом, быстро, основательно, приводя обучающихся к добрым правам и глубокому благочестию.
Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.
Педагогика гуманитарно-ориентированная наука. Она входит в общекультурный контекст современной жизни. Дефиниция «педагогика» в литературе трактуется как наука о: воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, которые направлены на развитие человека; том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом; переводе опыта одного поколения в опыт другого; деятельности по приобщению человека к общественной жизни; наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений; закономерностях, принципах, содержании, методах, организационных формах образования, воспитания и обучения; воспитании, которое является сложным общественным явлением, вбирающим в себя многослойные и разнообразные отношения; об искусстве, и этим педагогика приравнивается к практике; упорядоченной совокупности знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями и др. Таким образом, дефиниция «педагогика» - наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанная с законами развития общественных отношений и становлений детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации целостного педагогического процесса.
К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.
Наука педагогика имеет свой объект и предмет. Объектом педагогики является образование. Его изучают психология, социология, философия, эргономика, теория управления, история и другие науки.
В отношении формулировки предмета педагогики существуют различные подходы. В литературе он трактуется как особая функция общества - воспитание (Ю.К. Бабанский); объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания (Б.Т.Лихачев); воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании (П.И.Пидкасистый); система отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом педагогической науки (Н.Е. Ревская); педагогические системы; закономерности процесса формирования и становления личности в условиях её воспитания, образования и обучения и др. Мы будем здесь придерживаться определения предмета педагогики, приведенного в работе Б.Т. Лихачева. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.
Педагогика выполняет следующие функции: научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов); конструктивно-техническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса); прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).
Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).
В структуру педагогической науки входят: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.
Источниками педагогики являются теоретические разработки и результаты исследования ученых настоящего и будущего; педагогическая практика и опыт.
В жизни встречаются различные педагогические проблемы - это объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы, относительно процессов воспитания, образования и обучения человека. Они закономерно рождаются с изменением социально-экономической ситуации в государстве. Педагогическая наука и практика должны соответствовать новым требованиям общества, решая проблемы:
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности: их влияние на процесс воспитания и образования.
2. Определение целей воспитания и образования.

3. Разработка содержания воспитания и образования.
4. Исследование и разработка методов воспитания и развития личности.
Наука педагогика изучает проблемы и более частного характера: а) как происходит развитие личности в условиях специально организованных и стихийно складывающихся воздействий; б) как организовать педагогический процесс, обеспечивающий развитие личности в желательном направлении.
В связи с вышесказанным педагогическое науковедение выделяет несколько задач по разным основаниям. Это, прежде всего классы постоянных и временных задач.
1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных её параметрах.
2. В состав постоянных, то есть непереходящих задач педагогической науки, входят:
а) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на обучающихся является неотъемлемой чертой труда педагога-практика. Роль науки педагогики состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора, неповторимо, а что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. Продуктивнее этот процесс идет у тех лиц, которые совмещают научную работу по педагогике с практическим преподавательским трудом в образовательном учреждении;
б) разработка инновационных методов, средств и организационных форм систем обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями;
в) прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. В педагогическом прогнозировании реализуется кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двухаспектного управления системой: управление функционированием и управление её развитием;
г) внедрения результатов исследования в реальную образовательную практику. Возникновение временных педагогических задач диктуется потребностями педагогической практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа «быстрого реагирования». Примером временных задач могут быть такие, как создание библиотеки целостных компьютеризированных курсов и электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, разработка тестов уровней педагогического мастерства, анализ природы типовых конфликтов в отношениях педагог- студент, педагог-школьник и др.
К общемировым тенденциям современной педагогики относятся: творческое содружество педагогов мира, изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире, усиление демократических и гуманистических тенденций.

В разделе на вопрос почему педагогику называют искусством заданный автором Muminov Botirbek лучший ответ это Педагогика как искусство
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. Обратившись к словарю, находим определение: "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и
иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей,
достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих
родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к
воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу,
оставаясь при этом строгой наукой.
Закончить мне хочется словами замечательного педагога С. Соловейчика: “Воспитание и обучение
детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”