Педагогический совет на тему "чего хотят родители и дети от школы". Чего родители хотят от школы

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать – с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители.

Хотя и не только...

Анна Попова, 50 лет, учитель подготовительного класса в Пироговской школе.
Наталья Демченко, 37 лет, финансовый менеджер, мать Яны, 10 лет, и Михаила, 16 лет.
Алексей Кузнецов, 44 года, учитель истории гимназии № 1543.
Ольга Дворнякова, 32 года, PR-директор, мать Антона, 10 лет, и Даниила, 12 лет.

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна: Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе – и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие ставят целью во что бы то ни стало дать лучшее образование. Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам – не так важно. Главное – образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе (особенно начальной) ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен… Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание. Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

«ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ: Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ Я ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩАЮ» АННА

Алексей: Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно. Но сегодня все больше родителей, которые строят свои отношения со школой по модели потребления: «Я – потребитель, школа – поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы (школа, учитель) будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует». Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна: Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании (мы проводим его за полгода до начала занятий) я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка. Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга… Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду, все равно буду запрещать.

Алексей: Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

А что вам помогает наладить конструктивный диалог?

Алексей: В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей: Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали – но что именно? В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. При этом в аудитории, где проходил экзамен (в другой школе, и дети там были не только наши), все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка? Хочет. Но к практическим последствиям не готова.

Вопрос родителям: что вы чувствуете, когда ваши дети идут в школу?

Ольга: В прошлом году наш старший сын перешел в пятый класс. Мы терпеливо ждали, пока пройдут первые сложные месяцы, он привыкнет и увлечется каким-нибудь новым предметом – чтобы ему самому было интересно, чтобы не было такой бесконечной череды будней: пришел в школу, отсидел, пришел домой, сделал уроки, на следующий день то же самое... Но вот чего я точно не ожидала – что все учителя на собраниях в один голос будут восклицать: «Ваши дети просто ужасно себя ведут, никак не могут адаптироваться к средней школе! Сделайте с ними что-нибудь!» Я пробовала поговорить с классным руководителем, но все происходит так быстро, ни на что нет времени у преподавателя: подумать, обсудить, что делать.

«ОТ УЧИТЕЛЕЙ Я ЖДУ СОВСЕМ НЕМНОГО: УЧИТЫВАТЬ, ХОТЯ БЫ ЧУТЬ-ЧУТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЕГО РЕБЕНКА» НАТАЛЬЯ

Наталья: На мой взгляд, родители свое изначальное отношение к школе непроизвольно передают ребенку. Мне всегда хотелось, чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все – друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А от учителей я жду совсем немного: учитывать, хотя бы чуть-чуть, индивидуальность ребенка. По моим ощущениям, сейчас учителя стали черствее, и их равнодушие иногда обесценивает старания детей. Был случай, когда детям дали творческое задание, они старались, делали, родителей привлекли, но преподаватель его даже не проверил! Еще мне хочется, чтобы ребенку ставили то, что он заслужил: иногда учителю легче и выгоднее поставить незаслуженную четверку вместо заслуженной тройки… И не оставляли бы без внимания усилия заштатного троечника, для которого приличный результат – почти подвиг.

Ольга: Однажды сын получил двойку, мы выяснили, за что, он переделал задание, но двойка-то осталась. Я посоветовала ему подойти к учителю и спросить, как можно исправить оценку. И знаете, что она ответила? – «Никак».

Алексей: У нас в стране на 90 млн работающих граждан приходится 1,2 млн учителей – это самая массовая профессия. И в ней огромное количество тех, кому в школе по большому счету делать нечего. То, о чем вы говорите, – это принципиальный порок не школы, а нашего чиновничьего государства, которое толкает на то, чтобы проводить показательные мероприятия, для галочки. Если сегодня учитель занимается индивидуальной работой с ребенком, понимая, что нигде это баллов ему не прибавит, то это уникальный учитель, замечательный, он на своем месте.

«В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ВСЕГДА ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ЗА РОДИТЕЛЯМИ» АЛЕКСЕЙ

Как вы поступаете, если учитель не прав?

Наталья: У меня была такая ситуация с дочкой. Она застенчивая девочка, не всегда встанет и скажет, даже если знает ответ. И сама никогда не пойдет ничего выяснять. Но тут я увидела, что учительница исправила в ее тетради правильно написанное слово на неправильное. Я не стала давать никаких характеристик учителю, но попробовала объяснить, как такое могло произойти. Если ребенок может отстоять свою позицию, грамотно, спокойно, то лучше это сделать. Но преподаватель не признала свою ошибку и оставила все как есть. Тогда мне пришлось сказать дочери, что она все сделала правильно, а учительница, видимо, была чем-то занята и не смогла разобраться.

Алексей: Да, к сожалению, очень немногие из нас способны признать, что допустили ошибку...

Ольга: Однажды, когда я увидела в журнале несколько двоек подряд, я не сдержалась и спросила, откуда они. На что учительница мне ответила, что мальчик односложно отвечает на вопросы, не умеет рассуждать и анализировать. Мне кажется, она могла бы остановиться на второй двойке и обсудить с нами эту историю: позвонить, написать в дневнике… Она ведь знала, что он недавно переехал, у него новая семья (я его приемная мама), он стесняется при всех выражать свои мысли. Мне было бы важно, чтобы его понимали, слушали, были к нему бережны.

Должен ли учитель вникать в тонкости семейных обстоятельств?

Анна: Конечно! Именно для этого я приглашаю родителей «пошушукаться» – рассказать про особенности ребенка, про здоровье, сообщить вещи, которые могут повлиять на его поведение. Или если происходит что-то серьезное – например, умерла собака. Конечно, мне нужно об этом знать, я должна быть готова к любой ситуации.

Алексей: Обычно дети мне сами обо всем говорят. Иногда задним числом. Или друг про друга рассказывают, так им проще.

Как вы понимаете сотрудничество между учителями и родителями?

Алексей: Мы соучастники процесса воспитания и обучения детей. В вопросах воспитания последнее слово остается за родителями: я никогда не буду настаивать на чем-то, если это идет вразрез с мнением мамы или папы. А обучением должны заниматься учителя; если родители нам помогают, это замечательно. Любая ситуация разрешима, если есть понимание, что мы действуем вместе. Ребенок – третья сторона этого процесса. У нас как у соучастников есть и права, и обязанности. Но на бумаге это не зафиксировано. Школа – тонкое дело, как театр. Представьте: на спектакле вам вместо программки вручают листок с правами зрителя... В школе тоже все нельзя расписать. Сотрудничать в сложной ситуации непросто. Как это выглядит? Я как учитель или я как родитель могу не идти на конфронтацию, а отстраниться, остыть и подумать: может, все не совсем так, как мне кажется...

Почему сотрудничать трудно?

Алексей: Потому что люди разные. А двоим родителям разве легко сотрудничать, воспитывая ребенка?

Анна: Из-за гордыни. У женщин она часто сосредоточена на детях. Послушайте, как они говорят: «Мой (моя) должен быть лучше всех», «Он должен играть на фортепиано, скрипке, должен получать пятерки», «Ему еще два года, а он уже знает буквы», «А у меня школу закончил в 16 лет». Матери гордятся своими детьми, и, в общем-то, им есть чем гордиться. Но они не готовы сотрудничать, потому что никого вокруг себя не слышат. В этом году я умоляла одну маму не отдавать сына в школу, он и пяти минут на месте усидеть не мог. Я говорила, что он своего еще не отыграл, что его нервная система не готова к нагрузкам… В ответ я услышала: «Что он, так и будет до десятого класса в игрушки играть?» Какое сотрудничество я могла ей предложить?

Вам важно, чтобы вас уважали?

Анна: Мне нет. Мой отец всегда считал, что учителя надо уважать, учитель всегда прав. А я ему говорю: трудно уважать того, кто тебя унижает. Учительница может быть хорошей матерью или женой, но когда она кричит на ребенка или стучит кулаком, ее надо простить, быть к ней снисходительным. Важно помочь детям увидеть в учителе человека. Такого, какой он есть. Вовремя рассказать им, что каждый может ошибиться, поступить плохо – и я, и ты, дружок, тоже.

Алексей: Профессия учителя была несколько переоценена. По объективным причинам. Для многих в 1950-е, допустим, годы учитель был единственным источником знаний. Люди жили в бараках, книжек дома не было, родители имели три класса образования... Сейчас у нас есть другие источники информации, есть возможность сравнивать. Выяснилось, что педагоги – обычные люди, сами зачастую малообразованные, замотанные, слабые... Так что нельзя воспитывать в ребенке культ учителя! «Слово учителя – закон» – нет, это не так. Но родители, которые демонстрируют свое неуважение к учителям, просто дурно воспитаны.

Детям, особенно в старших классах, важно, чтобы учитель не только учил, но и разговаривал по душам...

Алексей: У нас на выпускном дети в этом году говорили: «Спасибо не только за ваши уроки, но и за наши разговоры на этих уроках про важное. За чай после уроков. За поездки. За походы». После того как очередной ребенок очередному учителю такое выдал, я директору говорю: «Вообще-то пора закрывать нашу контору. Физика благодарят за разговоры о лирике. Лирика – за разговоры о физике.Никто же не работает!»

Анна: Они все в итоге всему выучатся. А вот по душам и по-братски – это очень важно.

Алексей: Хорошо вам говорить – в начальной-то школе!..

Чего мы ждем от школы?

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать – с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители. Хотя и не только...


Анна Попова, 50 лет, учитель подготовительного класса в Пироговской школе.
Наталья Демченко, 37 лет, финансовый менеджер, мать Яны, 10 лет, и Михаила, 16 лет.
Алексей Кузнецов, 44 года, учитель истории гимназии № 1543.
Ольга Дворнякова, 32 года, PR-директор, мать Антона, 10 лет, и Даниила, 12 лет.

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна: Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе – и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие ставят целью во что бы то ни стало дать лучшее образование. Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам – не так важно. Главное – образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе (особенно начальной) ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен… Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание. Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

«ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ: Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ Я ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩАЮ» АННА

Алексей: Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно. Но сегодня все больше родителей, которые строят свои отношения со школой по модели потребления: «Я – потребитель, школа – поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы (школа, учитель) будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует». Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна: Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании (мы проводим его за полгода до начала занятий) я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка. Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга… Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду, все равно буду запрещать.

Алексей: Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

Алексей: В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей: Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали – но что именно? В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. При этом в аудитории, где проходил экзамен (в другой школе, и дети там были не только наши), все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка?

Вопрос родителям: что вы чувствуете, когда ваши дети идут в школу?

Ольга: В прошлом году наш старший сын перешел в пятый класс. Мы терпеливо ждали, пока пройдут первые сложные месяцы, он привыкнет и увлечется каким-нибудь новым предметом – чтобы ему самому было интересно, чтобы не было такой бесконечной череды будней: пришел в школу, отсидел, пришел домой, сделал уроки, на следующий день то же самое... Но вот чего я точно не ожидала – что все учителя на собраниях в один голос будут восклицать: «Ваши дети просто ужасно себя ведут, никак не могут адаптироваться к средней школе! Сделайте с ними что-нибудь!» Я пробовала поговорить с классным руководителем, но все происходит так быстро, ни на что нет времени у преподавателя: подумать, обсудить, что делать.

«ОТ УЧИТЕЛЕЙ Я ЖДУ СОВСЕМ НЕМНОГО: УЧИТЫВАТЬ, ХОТЯ БЫ ЧУТЬ-ЧУТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЕГО РЕБЕНКА» НАТАЛЬЯ

Наталья: На мой взгляд, родители свое изначальное отношение к школе непроизвольно передают ребенку. Мне всегда хотелось, чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все – друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А от учителей я жду совсем немного: учитывать, хотя бы чуть-чуть, индивидуальность ребенка. По моим ощущениям, сейчас учителя стали черствее, и их равнодушие иногда обесценивает старания детей. Был случай, когда детям дали творческое задание, они старались, делали, родителей привлекли, но преподаватель его даже не проверил! Еще мне хочется, чтобы ребенку ставили то, что он заслужил: иногда учителю легче и выгоднее поставить незаслуженную четверку вместо заслуженной тройки… И не оставляли бы без внимания усилия заштатного троечника, для которого приличный результат – почти подвиг.

Ольга: Однажды сын получил двойку, мы выяснили, за что, он переделал задание, но двойка-то осталась. Я посоветовала ему подойти к учителю и спросить, как можно исправить оценку. И знаете, что она ответила? – «Никак».

Алексей: У нас в стране на 90 млн работающих граждан приходится 1,2 млн учителей – это самая массовая профессия. И в ней огромное количество тех, кому в школе по большому счету делать нечего. То, о чем вы говорите, – это принципиальный порок не школы, а нашего чиновничьего государства, которое толкает на то, чтобы проводить показательные мероприятия, для галочки. Если сегодня учитель занимается индивидуальной работой с ребенком, понимая, что нигде это баллов ему не прибавит, то это уникальный учитель, замечательный, он на своем месте.

«В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ВСЕГДА ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ЗА РОДИТЕЛЯМИ» АЛЕКСЕЙ

Как вы поступаете, если учитель не прав?

Наталья: У меня была такая ситуация с дочкой. Она застенчивая девочка, не всегда встанет и скажет, даже если знает ответ. И сама никогда не пойдет ничего выяснять. Но тут я увидела, что учительница исправила в ее тетради правильно написанное слово на неправильное. Я не стала давать никаких характеристик учителю, но попробовала объяснить, как такое могло произойти. Если ребенок может отстоять свою позицию, грамотно, спокойно, то лучше это сделать. Но преподаватель не признала свою ошибку и оставила все как есть. Тогда мне пришлось сказать дочери, что она все сделала правильно, а учительница, видимо, была чем-то занята и не смогла разобраться.

Алексей: Да, к сожалению, очень немногие из нас способны признать, что допустили ошибку...

Ольга: Однажды, когда я увидела в журнале несколько двоек подряд, я не сдержалась и спросила, откуда они. На что учительница мне ответила, что мальчик односложно отвечает на вопросы, не умеет рассуждать и анализировать. Мне кажется, она могла бы остановиться на второй двойке и обсудить с нами эту историю: позвонить, написать в дневнике… Она ведь знала, что он недавно переехал, у него новая семья (я его приемная мама), он стесняется при всех выражать свои мысли. Мне было бы важно, чтобы его понимали, слушали, были к нему бережны.

Должен ли учитель вникать в тонкости семейных обстоятельств?

Анна: Конечно! Именно для этого я приглашаю родителей «пошушукаться» – рассказать про особенности ребенка, про здоровье, сообщить вещи, которые могут повлиять на его поведение. Или если происходит что-то серьезное – например, умерла собака. Конечно, мне нужно об этом знать, я должна быть готова к любой ситуации.

Алексей: Обычно дети мне сами обо всем говорят. Иногда задним числом. Или друг про друга рассказывают, так им проще.

Как вы понимаете сотрудничество между учителями и родителями?

Алексей: Мы соучастники процесса воспитания и обучения детей. В вопросах воспитания последнее слово остается за родителями: я никогда не буду настаивать на чем-то, если это идет вразрез с мнением мамы или папы. А обучением должны заниматься учителя; если родители нам помогают, это замечательно. Любая ситуация разрешима, если есть понимание, что мы действуем вместе. Ребенок – третья сторона этого процесса. У нас как у соучастников есть и права, и обязанности. Но на бумаге это не зафиксировано. Школа – тонкое дело, как театр. Представьте: на спектакле вам вместо программки вручают листок с правами зрителя... В школе тоже все нельзя расписать. Сотрудничать в сложной ситуации непросто. Как это выглядит? Я как учитель или я как родитель могу не идти на конфронтацию, а отстраниться, остыть и подумать: может, все не совсем так, как мне кажется...

Почему сотрудничать трудно?

Алексей: Потому что люди разные. А двоим родителям разве легко сотрудничать, воспитывая ребенка?

Анна: Из-за гордыни. У женщин она часто сосредоточена на детях. Послушайте, как они говорят: «Мой (моя) должен быть лучше всех», «Он должен играть на фортепиано, скрипке, должен получать пятерки», «Ему еще два года, а он уже знает буквы», «А у меня школу закончил в 16 лет». Матери гордятся своими детьми, и, в общем-то, им есть чем гордиться. Но они не готовы сотрудничать, потому что никого вокруг себя не слышат. В этом году я умоляла одну маму не отдавать сына в школу, он и пяти минут на месте усидеть не мог. Я говорила, что он своего еще не отыграл, что его нервная система не готова к нагрузкам… В ответ я услышала: «Что он, так и будет до десятого класса в игрушки играть?» Какое сотрудничество я могла ей предложить?

Вам важно, чтобы вас уважали?

Анна: Мне нет. Мой отец всегда считал, что учителя надо уважать, учитель всегда прав. А я ему говорю: трудно уважать того, кто тебя унижает. Учительница может быть хорошей матерью или женой, но когда она кричит на ребенка или стучит кулаком, ее надо простить, быть к ней снисходительным. Важно помочь детям увидеть в учителе человека. Такого, какой он есть. Вовремя рассказать им, что каждый может ошибиться, поступить плохо – и я, и ты, дружок, тоже.

Алексей: Профессия учителя была несколько переоценена. По объективным причинам. Для многих в 1950-е, допустим, годы учитель был единственным источником знаний. Люди жили в бараках, книжек дома не было, родители имели три класса образования... Сейчас у нас есть другие источники информации, есть возможность сравнивать. Выяснилось, что педагоги – обычные люди, сами зачастую малообразованные, замотанные, слабые... Так что нельзя воспитывать в ребенке культ учителя! «Слово учителя – закон» – нет, это не так. Но родители, которые демонстрируют свое неуважение к учителям, просто дурно воспитаны.

Детям, особенно в старших классах, важно, чтобы учитель не только учил, но и разговаривал по душам...

Алексей: У нас на выпускном дети в этом году говорили: «Спасибо не только за ваши уроки, но и за наши разговоры на этих уроках про важное. За чай после уроков. За поездки. За походы». После того как очередной ребенок очередному учителю такое выдал, я директору говорю: «Вообще-то пора закрывать нашу контору. Физика благодарят за разговоры о лирике. Лирика – за разговоры о физике.Никто же не работает!»

Анна: Они все в итоге всему выучатся. А вот по душам и по-братски – это очень важно.

Алексей: Хорошо вам говорить – в начальной-то школе!..

Сколько мы слышим вокруг и высказываем сами сомнений относительно современной школы! Но наступает 1 сентября – и мы вновь все дружно встречаемся под крышей учебных заведений. Мы планируем свои отпуска, подстраиваясь под школьное расписание, отпрашиваемся с работы, чтобы попасть на первый звонок и родительское собрание.

Следует признать: школа наших детей – существенная часть нашей жизни. 11 лет школы – это данность, от которой никуда не денешься, данность нашего общества. Для многодетных родителей эта данность может продолжаться и 15, и более лет. Как подружится с этой системой? Может ли она стать дружелюбной для всех участников? И можно ли получать от этого процесса удовольствие? Давайте поговорим об этом.

Ожидания VS Реальность

Известно, что наше недовольство возникает не от того, какова реальность, а от того, что реальность не соответствует нашим ожиданиям. То есть чем выше наши ожидания, тем больше разочарования от столкновения с реальностью. Чего же мы ждем от школы?

Любой родитель ждет того, что школа в целом и учитель в частности смотрит на его ребенка так же, как и он сам: видит его уникальность, беспокоится за него, пропускает через себя его трудности и успехи. Но реальность иная. Я ни в коем случае не говорю, что учитель не видит каждого ребенка. Наоборот, я убеждена, что педагогика – это истинное искусство и снимаю шляпу перед представителями этой удивительной профессии. Но дело в другом. Ни один человек в мире не знает и не чувствует своего ребенка так, как его родители. Родитель проживает со своим ребенком много лет, знает его привычки, интересы и увлечения. Ожидать, что учитель видит его так же, – значит, изначально создавать базу для будущих разочарований.

А как же смотрит на ученика учитель? У учителя так же, как и у детей, наступает новый учебный год. Любящий свое дело педагог с нетерпением ждет 1 сентября и встречи со своими подопечными. Однако его задача – не просто встретиться с учениками. Его задача – реализовать программу, показать высокие достижения всего класса, договориться с родителями, отчитаться перед руководством… Учителя хвалят за успехи учеников и наказывают за их промахи. Его мотивируют на высокие балльные показатели и ругают за любую царапину и, не дай бог, травму. Для учителя те 20-30 детей, которых он видит напротив себя, – это в первую очередь огромная ответственность.

Да, учитель видит уникальность каждого ребенка, а иногда своим профессиональным взглядом он видит и больше, чем слепо любящие родители. Но при этом учитель решает конкретную задачу, которая является результатом его работы: знания, умения и навыки его учеников, которые прописаны в государственных образовательных нормах. Ожидать от школы большего – это ввергать и себя, и ребенка, и учителя в постоянный стресс.

Самое лучшее решение для всех – это принять тот факт, что ваш ребенок будет учится именно в этой школе, именно по той системе, которая здесь заведена. Если вы хотите другой системы, то имеет смысл поменять школу или государство, но требовать от учителя того, что он не может дать – бессмысленно. А вот знать эту систему очень важно. Говорить с ней на одном языке – тоже. Только говоря на одном с ней языке, можно вместе добиваться бо льшего результата.

В чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят. Как в опере и кинотеатре, ресторане и кофейне на углу, в поезде и самолете действуют свои правила, так и в школе действуют свои, определенные законом и традициями. Для начала стоит прочитать правила, которыми руководствуется школа. Переступая порог школы, вы попадаете в мир именно того образования, которое утверждено на государственном уровне, к которому готовят учителей в институтах, результат которого требуют от педагогов учителей на местах. Такова реальность. И не стоит ждать от нашей школы того, что ученика не будут вызывать к доске, если он сам не изъявит желания, как в Финляндии (да-да, стрессовая ситуация и выставление напоказ неподготовленности учащегося там неприемлемо), или что в классе будет работать два педагога. И до Швеции, где способного ученика могут перевести на класс старше в середине учебного года (если его родители не против, разумеется) нам тоже еще ой как далеко. Но, поверьте, и у нашей системы есть свои плюсы. Вы обязательно их увидите, если только сами этого захотите.

Измените отношение

Да, к сожалению, наша школа далека от лидерства в рейтингах по качеству образования, и нам, как родителям, часто трудно смириться с подходом, который в ней реализуется. Однако по покрытию образованием как раз Беларусь может быть примером для других государств. У нас учатся все: и в столице, и на селе любой ребенок обязан получить базовое школьное образование. А массовая школа, как известно, ориентируется на среднего ученика. Так стоит ли ожидать чудес и индивидуального подхода в системе, которая изначально имеет иной вектор и направление?

Конечно, для каждого из нас наш ребенок – уникальный. Но для учителя он – один из десятков других детей. Для школы – один из сотен или тысяч. Как ни грустно это осознавать, но наши дети – лишь часть образовательной статистики. По поведению, по оценкам, по успехам. Можем ли мы это изменить?

Конечно, можем. Как известно, если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним. Именно в общей статистике, например, более отчетливо видно, кто из нее выбивается, кто своими делами и результатами доказывает, что он действительно уникален. Школа – это база. Ценности же формируем мы, родители. Уважать других людей, искать варианты и нестандартно мыслить, добиваться результата несмотря на препятствия,– это все формируется не только в школе, но и в семье.

Соответствует или не соответствует школа вашим ожиданиям, помните, что это ваш выбор. Ответьте себе на вопросы:

  • Почему вы ее выбрали?
  • Считаете ли вы учителей профессионалами или вам просто удобно заезжать за ребенком по пути с работы?
  • Что ребенок получает именно в этой школе, кроме знаний и оценок?

Ответы на эти вопросы часто возвращают родителей к реальности.

Не ждите чуда от школы, примите выбранную вами же реальность и учите своего ребенка взаимодействовать с ней. Учите своим примером. Потому что даже то, как делать уроки и как относиться к классному руководителю, закладываем мы, родители. Если вы не можете изменить школу – измените свое отношение к ней.

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать – с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители. Хотя и не только...

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна:

Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе – и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие ставят целью во что бы то ни стало дать лучшее образование. Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам – не так важно. Главное – образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе (особенно начальной) ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен… Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание. Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

«ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ: Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ Я ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩАЮ» АННА

Алексей:

Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно. Но сегодня все больше родителей, которые строят свои отношения со школой по модели потребления: «Я – потребитель, школа – поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы (школа, учитель) будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует». Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна:

Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании (мы проводим его за полгода до начала занятий) я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка. Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга… Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду, все равно буду запрещать.

Алексей:

Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

А что вам помогает наладить

Алексей:

В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей:

Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали – но что именно? В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. При этом в аудитории, где проходил экзамен (в другой школе, и дети там были не только наши), все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка? Хочет. Но к практическим последствиям не готова.

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

- Мне все равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.

- … только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.

- Нужно только достаточно долго идти...

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

  • Вы задумывались о том, с какой целью вы отправили ребенка в школу?
  • Какого результата ожидаете от посещения школы в течение 11 лет?
  • Есть ли у вас точное определение, помимо расплывчатого «надо получить знания, чтобы потом поступить в ВУЗ, а после получить работу”?
Всех участниц курса «Творческое обучение» в самом начале тренинга я прошу написать цели, с которыми они пришли. По окончанию курса на индивидуальной консультации подводим итоги - удалось ли их достичь?

Чаще всего участницы хотят:

1. Чтобы ребенок закончил школу/класс только с хорошими оценками - 4 и 5, сдал на высокий балл ОГЭ/ЕГЭ.

2. Вернуть ребенку интерес к учебе, избавить его от страха перед учителями, предметами, большим объемом учебного материала.

3. Помочь ребенку осваивать школьную программу быстрее, легче, качественнее, при этом высвободить время, которое можно будет проводить интереснее. Разнообразить занятия, найти новые увлечения.

Предлагаю вам сделать то же самое - так мы сможем понять в одну ли сторону смотрим, по пути ли нам.

Цель №1 выбирают очень редко. Меня это радует. Научиться вбивать в голову ребенка побольше информации, на какую волшебную кнопку нажать, чтобы прямо сейчас ребенок показал результаты, которые нужны НАМ и учителям - это тупиковая цель, она не имеет решения. По опыту - такие мамы постоянно находятся на грани депрессии, дергают себя и ребенка, жужжат над ним, как бензопила «Дружба». В результате - невроз, истерика, ребенок «закрывается» от родителей. Повышение уровня гормонов стресса не сулит ничего хорошего: притупляется способность к обучению, запоминанию и концентрации внимания.

«Наше знание о мозге заставляет подумать, что происходит с психическим здоровьем людей. Я должна вам сказать ответственно, что наблюдается рост психоневрологических заболеваний у человечества. Они вот-вот выйдут на первое место, которое всегда занимали кардио- и онкологические болезни, то есть мы можем оказаться в ситуации, когда большая часть населения станет психически неадекватной» , - Т. Черниговская.

Кстати, достижение целей №№ 2 и 3 влечет за собой исполнение и первой:) Чуть позже вы поймете почему.

Сразу скажу, что я была далеко не идеальной мамой, сама прошла все стадии:

  • занятая до «немогу» зарабатыванием денег
  • ребенок нянек видел чаще, чем меня
  • бензопила «Дружба» с многолетним стажем
  • ничего не желающий ребенок, задерганный моими бесконечными требованиями
Вспоминать больно...

Мне очень хочется, чтобы вы не повторили моих ошибок, поэтому давайте вместе порассуждаем: что, зачем и почему мы хотим в отношении образования наших детей?

Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII - начала XIX века), называл антипсихологической.


Информации сейчас много, ее легко получить, мир меняется стремительно - это факт. Куча статичных знаний не нужна никому, тем более, многое на сегодняшний день устарело.

«Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщить им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это преступно », - М. Казиник.

Другое дело - уметь ее находить, структурировать и анализировать, отличать ценную от инфомусора. Ведь вы даже не заметите какие сайты посещает ваш ребенок, что он читает, что изучает, где «зависает». Устраивать тотальную слежку - не вариант, отобрать все девайсы - тоже не получится. Наилучший выход - научиться самой и научить ребенка ориентироваться в мире информации. «Если ты не можешь подавить революцию, ее надо возглавить»:).

Сама по себе информация не нужна, бессмысленна. Она имеет ценность в сочетании с критическим мышлением и креативностью.

К примеру, недавно мне написала одна мама о том, что «... (некий специалист, не буду упоминать его имя) говорит, что, да, обучать через интерес - это замечательно, но самое лучшее образование получают в тех английских школах, где НЕ ИДУТ за учеником, позволяя заниматься в основном тем, что нравится, а ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься и другими предметами».

Первый вариант - поверить на слово тому, что говорит этот специалист и начать заставлять ребенка, который, кстати, свободно говорит на трех языках и изучает четвертый, заниматься математикой.

Другой вариант - поставить под сомнение, что лучшее образование получают в неких английских школах. И мы выясним, что на сегодняшний день лучшее в мире образование в Финляндии, где принципы обучения совершенно другие:

  • создали психологически комфортную обстановку, учеников не загружают до потери пульса
  • так комбинируют предметы, чтобы стимулировать познавательную активность детей
  • никакого принуждения, только создание возможностей и стимулирование тяги к знаниям
  • бережное отношение к индивидуальности ребенка, обучение согласно его способностям и возможностям
И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность сотворит чудеса! Что и произошло в финской системе образования.

Людьми, которые не умеют критически оценивать информацию, легче управлять. Но мы же хотим вырастить самостоятельного, счастливого ребенка, отсюда вывод - помочь ребенку развить этот навык, который ему жизненно необходим.

В наше время ценны мета-знания, изучение предметов на стыке наук и умение мыслить ассоциативно - именно так возникали великие открытия и создавались новые изобретения.


Каждый предмет нужно видеть не разрозненными кусками (параграфами), а целиком и в купе с другими предметами.

Ассоциативное мышление позволяет генерировать новые идеи и запоминать огромные объемы информации. Например, ассоциации помогли инженеру Броуну изобрести подвесной мост, когда он увидел паутину, физику Нагаоки понять структуру атома из ассоциации с солнечной системой.

В наших силах помочь ребенку освоить умения, которые помогут ему и в обучении, и в генерации новых идей, разовьют креативность, а не заставлять его выучить параграф № такой-то - это бессмысленно.

Я считаю, что обучать весело и легко не только возможно, но и жизненно необходимо. Основная причина, по которой мы перешли на самостоятельное обучение - сохранить психологическое здоровье сына.

Если ребенок издерган до состояния «ничего уже не хочу», коту под хвост все знания.

Самым важным нашим достижением, на мой взгляд, было то, что сын стал спокоен и уверен в своих силах. Мы научились заниматься легко, весело, играючи. Он стал смеяться, играть, у него изменился взгляд! Когда после очередного занятия он воскликнул: «Мам, жизнь удалась!», я поняла, что выбрала правильный путь.

«Я три месяца нервничала, что что-то пропущу и недодам по предметам. Сейчас себя остановила. Вечерами заметила, что мы с семьей стали мало общаться. Оказывается, мы раньше общались только о школе. Я разучилась смеяться от души, в полный голос. Разучилась играть с детьми, и получать от этого удовольствие. Вот что страшно. Вот они школьные годы чудесные: 10 лет школы старший, 4 года - младший. Сейчас изучаю игры, поднимающие настроение », - Людмила В.

Одиннадцать лет провести в скуке, нервотрепке, принуждении - зачем, с какой целью?
По-другому - можно!

«Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает », - М. Казиник.

Обожаю его! Как бы мне хотелось видеть вот такого человека во главе нашей системы образования.



Сильнейшее убеждение с советских времен: «Нужно делать все хорошо, разбираться во всем! »

Оно, будто гвоздь, прибивает к одному месту и не дает идти вперед. Постоянно об эту мысль спотыкаются мои ученицы и буксуют на месте.

Когда-то мне очень помогла фраза Татьяны Черниговской о том, что нет сейчас смысла спрашивать кто ты по образованию, есть смысл узнать, что тебя в данный момент интересует. Повторюсь, главное - уметь учиться, уметь быстро перестроиться и овладеть теми умениями, которые тебе интересны в данный момент.

Как было раньше?
Учишься, выбираешь профессию на всю жизнь, начинаешь двигаться по карьерной лестнице снизу вверх.

Как сейчас?
Специальность можно менять всю жизнь в зависимости от того, что тебе интересно в данный момент. Приведу примеры из жизни тех людей, которых знаю лично.

  • Дочь Светланы Стрельниковой Дарья по образованию юрист, сейчас изучает в Германии на немецком языке высшую математику. На чужом языке - вышку! И это не по принуждению, а по желанию.
  • Ольга Тарнопольская -юрист, этнохореограф (ethno-choreographer). Изучает круговые танцы разных стран (Folk Circle Dances) и объездила уже весь мир со своими танцевальными семинарами.
  • Константин Дыкин - два высших образования в сфере кибернетики и финансов. Изучает и разрабатывает эффективные методы выхода из кризисных ситуаций - мой прекрасный учитель, великий Мастер.

Я сама меняла сферу своей деятельности дважды - ушла с должности финансового директора, освоила профессию специалиста по рекламе и развитию в интернете. Потом мне стало интересно все, что касается обучаемости, работы мозга, памяти, интеллекта - создала свой проект.

Сына я учу чувствовать себя, ощущать свои ценности и желания, следовать за ними, быстро осваивать то, что ему интересно, быть лучшем в чем-то СВОЕМ, а не во всем.

«Если все делать на отлично и очень хорошо, не будет шанса быть в чем-то лучшим »,


- Л. Петрановская.

Ребенка нужно постоянно приучать, заставлять, принуждать, воспитывать «силу воли”, иначе вырастет неприспособленным к жизни. Основной аргумент: «Во взрослой жизни придется делать не то, что хочется, а то, что надо».



«Воля - это сила желания строить счастливую жизнь . Воля жить сообразно своим желаниям и является основным действием, которое диктует любовь человека к себе. Желание - движитель по жизни. Подлинное желание дает невероятную энергию преодоления.

Любить себя - значит иметь волю жить сообразно своим желаниям , значит самому строить реальность своей жизни, а не подчиняться обстоятельствам», - А. Максимов.


А давайте начнем с себя. Что вам больше всего не нравится делать? Гладить белье, мыть посуду?С сегодняшнего дня начните воспитывать силу воли - гладьте белье по 6 - 8 часов в день! После этого подойдите к мужу за словами поддержки и сочувствия, а он вам скажет: «Как дела с глажкой? Достаточно ли хорошо ты погладила белье (равно - какую оценку ты за это заслужила/получила)? Теперь иди и погладь ещё (равно - сделай домашнее задание).»

Одна из моих учениц после этого задания заплакала, подошла к сыну и сказала: «Сынок, как я тебя понимаю!».

Только желание и интерес способны подрывать меня каждое утро с кровати. Когда я занята любимым делом, меня «несет», я в потоке идей, мыслей, креатива, меня не надо заставлять - я счастлива! Какая сила воля? Никакая воля не заставит делать то, что я не хочу, только желание и интерес.

Я 20 лет занималась тем, что мне не приносило радости, через «надо», на силе воли. В итоге «сломалась” и находилась на грани жизни и смерти (буквально) пока не поняла, что нужно уметь чувствовать СЕБЯ, СВОИ желания и воплощать их в жизнь.

Помочь детям найти их интерес, помочь развить его - вот наша задача. А не учить тому, как перестать чувствовать, слышать себя и безукоризненно исполнять чью-то волю ради одобрения и хорошей оценки.

Как же много времени у нас с Ромой ушло на то, чтобы перестать бояться ошибиться! Ребенок при решении задач, упражнений сгрызал карандаши, ручки. Он в младенческом возрасте столько всего не сгрыз!

Мамы делились -их дети грызут учебники, дергают волосы, боятся говорить. Ребенок одной моей ученицы боялся ошибиться, выполняя задания в онлайн-сервисе - учителя рядом нет, а он боится нажать на кнопку! Откуда это идет, всем понятно.

«Ребенку своему дайте передышку - быть. Ошибаться, служить не требованиям и нормам, а вдохновениям и талантам. Этому учите и детей - свободе не быть никем, кроме как собой. Отличник - роль. Его играть не сложно, ты всегда должен быть таким, каким тебя хотят видеть учителя, начальники и командиры. Правильные ребята проиграют тем кто счастливей, а значит энергичней и живее », - Д. Карпов, преподаватель специальности британского высшего образования Graphic Design.




Боязнь ошибиться намного страшнее самой ошибки. Вернее, ошибка - это не страшно, без ошибки мы не сможем ничему научиться. Без ошибки не было бы ни одного изобретения. Мы с сыном очень много разговаривали на эту тему, я приводила примеры из жизни великих изобретателей. Пообещала ему, что никогда не буду ругать его за ошибки. Объяснила, что экзамены, особенно в формате тестов не говорят о знаниях, они ни о чем не говорят вообще! Просто так удобнее проверять учителям. Теперь наши карандаши в целости и сохранности:)

Наверняка у вас возник вопрос: «Как же тогда обучать детей? Они ничего не хотят, заставлять их нельзя - замкнутый круг».

1. Осознать, что же вы хотите в отношении образования. Определиться с целью.

2. Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится. Думаю, убеждать вас в этом не надо - иначе вы бы не пришли сюда.

3. Научиться самой и научить ребенка учиться. Осваивать необходимый минимум школьной программы быстро, просто и даже весело - это возможно. Освободившееся время использовать для общения, интересных занятий.

Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой. Но об этом позже.

Моя цель - видеть ребенка счастливым и образованным, готовым к самостоятельной жизни.