Конспект занятия для детей раннего возраста «Дикие животные и их детеныши. «Домашние животные» Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста

«Домашние животные» Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Технологии: игровая, личностно-ориентированная, развивающая, здоровьесберегающая. Воспитатель: Бардина Л.В. 2015

Тема: домашние животные

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, физическое.

Оборудование: персонажи из кукольного театра бабушка и дедушка, игрушки (корова, лошадь, коза, свинья) , дидактическая игра «Найди маму» , кубики «домашние животные»

Цель: познакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних животных (коровы, лошади, козы, свиньи)

Задачи:

  • формировать словарь по теме
  • развивать правильное звукопроизношение в звукоподражании
  • учить отличать и правильно называть животных и их детенышей
  • учить складывать картинку из 4-х кубиков

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на автобусе. Попросить детей-пассажиров занять свои места и отправиться в путь. Остановиться около заранее расставленных полукругом стульчиков. Объявить: «Остановка „Деревня", всех пассажиров прошу покинуть автобус» . Предложить детям сесть на стульчики.

  1. Ребят встречают бабушка с дедушкой и приглашают посмотреть их деревенский дворик (на столе имитация деревенского дворика с животными) . Педагог показывает животных: корову, лошадь, козу и свинью. Рассказывает, что корова, лошадь и коза питаются травой, а свинью дедушка с бабушкой кормят специальной кашей и овощами. Дать детям информацию о том, где живут эти животные и какую пользу приносят.
  2. Упражнение в звукоподражании.

Воспитатель: Покажите, где корова? Давайте все вместе помычим, как коровы (вместе и индивидуально) . Дети подражают мычанию коровы. Затем педагог предлагает имитировать голоса других домашних животных.

Молодцы, ребятки! А теперь давайте мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Шел козел дорогою»

Шел козел дорогою, дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыжки на двух ногах) .
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (показывают попеременно, то правую, то левую ногу) .
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопают в ладоши) .
И ножками потопаем, потопаем, потопаем. (топают ногами) .

3. На мольберте расположены картинки домашних животных и их детенышей. Все перепутано. Ребятки, давайте поможем малышам найти своих мам. Как зовут этих деток? Дети находят среди картинок детенышей и мам, педагог помогает назвать их: у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок.

4. Игра в кубики «Домашние животные» (при активной помощи педагога) .

Какие вы, ребятки, молодцы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, садитесь в автобус к кому мы сегодня с вами ездили, к кому в гости ходили?

Прощаемся с бабушкой и дедушкой.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 10 «Малютка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Тамбов

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей;

Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

    Набор картинок «дикие животные и их детеныши».

    Кусочки меха для понимания, какие звери на ощупь.

    Животные и их детеныши на липучках.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от Лесовичка,

давайте его откроем и прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я прислал вам письмо с картинками. Отгадав эти картинки, вы узнаете, кто живёт рядом со мной. А так же узнаете, где живу я сам »

(дети сидят за столом)

Воспитатель: Посмотрите кто же это?

Дети: Медведь

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Давайте потрогаем, какой медведь на ощупь.

Дети: Трогают грубый мех.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной просыпается.

Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.

Воспитатель: Ой, смотрите,

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Воспитатель: Как вы думаете, кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Да это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Воспитатель: Давайте тоже потрогаем, какая лиса на ощупь.

Дети: Трогают грубый мех.

Воспитатель: Скажите, где живет лиса?

Дети: Нора.

Посмотрите на картинке - это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

Воспитатель показывает картинку с белочкой и спрашивает: Кто это? Рассмотрите белку. Расскажите, какая она?

Дети: маленькая и коричневая

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?Чтобы другие звери не достали.

Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой и пушистый. А знаете, что ест белочка?

Дети: орехи и ягоды.

Воспитатель: У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки - дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: - Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: - А Вы знаете, что зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка (имитация движений).
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать
Скок – скок, скок – скок,
Надо зайке поскакать.

Пальчиковая игра.

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

Молодцы! Но у нас еще остались картинки, поэтому садитесь на стульчики, продолжим наше занятие.

Воспитатель: Зайчик ускакал, пришел новый житель

Кто это дети?

Дети: Ежик.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Маленький и колючий.

Воспитатель: Да и еще обратите внимание носик у него острый и постоянно влажный, как у кошки или собаки. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Воспитатель: У нас осталась еще одна картинка с животным

Серый страшный и зубастый

Произвел переполох,

Все -зверята разбежались

Напугал всех, …..

Дети: это волк

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Волк сильный, умный, серый

Воспитатель: а как волк воет?

Дети: Воют.

Воспитатель: У волка тоже есть дом. Его дом называется логовом.

Воспитатель: А теперь давайте соединим наших зверей с их детками.

Дети: по одному берут и прикрепляют детенышей около их родителей на полотне.

Воспитатель показывает все картинки с животными и говорит: « Все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?»

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Подведение итогов:

Воспитатель: Собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик
(Выставляю картинки)

Хитрая, рыжая лиса (в нору).
Серый, злой волк (в логово).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).
Пушистый, белый зайчик (под кустик).
Ловкая, проворная белка (в дупло).
(Дети помогают заканчивать предложения)

Вы все молодцы, замечательно занимались!

Литература

    Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе детского сада – М. 2008.

    Дёмина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ - М. 2009.

    Лямина, Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. - М. 2005.

    Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада – М. 1985

    Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста – М. 2001

Конспект развлечения с воспитанниками второй группы раннего возраста «В гости к домашним животным»

Описание: данный материал предназначен для воспитателей второй группы раннего возраста
Назначение: для закрепления темы "Домашние животные"
Цели:
1. Создать условия для систематизации и закрепления знаний о домашних животных, их отличительных особенностях, названиях их детенышей(котенок, щенок, теленок)
2. Формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы предложением (3-4 слова), обогащать и активизировать словарь по теме.
3. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию
внимательного, заботливого отношения к животным, формированию доброжелательности, дружелюбия, доброты.
4. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в двигательной деятельности
Средства:
Игрушки-кошка, собака, корова, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа «Домашние животные», музыкальное сопровождение.
Словарная работа: котенок, щенок, теленок, шерстка, пушистая, ухаживает человек, лает, будка,
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Домашние животные»
Чтение произведений Г.Шалаевой «Домашние животные», р.н.с. «Козлятки и волк» и др.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные и птицы»
Беседа на тему: «Человек и домашние животные», « Каких домашних животных мы знаем»,«Моё любимое животное».
Настольные игры-ассоциации «Чей малыш?», «Где моя мама?»
П/игры: «Лохматый пёс», «Воробушки и кот»
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие -беседы с героями, рассказывание об увиденном на иллюстрации, словарная работа, отгадывание загадок.
Познавательное развитие - закрепление знаний о домашних животных.
Социально-коммуникативное развитие - игровая ситуация, способствующая формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Художественно-эстетическое развитие - музыкальное сопровождение.
Физическое развитие - динамическая пауза.
Способы взаимодействия с детьми: рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент, чтение художественного слова, показ на фланелеграфе, динамическая пауза, танцевальные движения, беседа, похвала, анализ.
Рефлексия:
К кому в гости мы ездили?



Вам понравилось путешествие?1. Начало путешествия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Хотите отправиться в путешествие? Пока нас не было в детском саду, нам принесли «карту» нашего путешествия. Только она волшебная- она нам покажет дорогу, если мы будем отгадывать загадки. Готовы? Сначала карта предлагает отгадать, на чем мы отправимся в путешествие.
Загадка про поезд с вагонами
Они бывают разные -
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
(Вагоны)
2. Остановки
1 этап пути.
Загадка про кошку
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется.
(Котик).
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в гости к кошечке. Карту берем с собой.(На карте переворачиваем фигурку)

Встреча с кошечкой.
Беседа:
Кошечка: Здравствуйте, ребятки. Знаете, кто я?
Воспитатель и дети: Здравствуй, кошечка.
Кошечка: Ребята, а хотите посмотреть на нашу семейную фотографию?
Рассматривание картины « Кошка с котятами», беседа по увиденному.
Кто нарисован на картине?
Где кошка, а где котята?
Сколько их?
Какого цвета шубка у кошки?
Чем котята отличаются от мамы кошки?
Что делают котята?
Что любят есть котятки?
Воспитатель: Ребятки, вы любите кошечек? Давайте покажем, как сильно мы ее любим.
Физкультминутка «Киску сильно я люблю...»
Киску очень я люблю, (согнутые в локтях руки у груди)
С ней я песенку пою:
«Мяу, мяу, мяу, мяу, мяу, мяу». (Дети поют)
Воспитатель: А давайте поиграем с нашей кошечкой. Превратимся в мышек и кошка будет нас ловить.
Превращение «Покружились, покружились и в мышек превратились»
Динамическая пауза «Кошка и мыши» (сборник Ляйли Хисматуллиной - Пой, играй, танцуй, малыш!)
Воспитатель : Дорогая кошечка, нам было приятно с тобой встретиться, но нам пора дальше отправляться. До свидания.
2 этап пути.
Загадка про собаку
В будке живет,
Кости грызет.
Лает и кусается –
Как называется?
(Собака)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в гости к собачке. (На карте переворачиваем фигурку)
Звучит песенка паровозика (Из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Встреча с собачкой..
Беседа:
Собачка: Здравствуйте, ребятки. Знаете, кто я?
Воспитатель и дети: Здравствуй, собачка.
Собачка: Ребята, у меня большая радость, родились детки-щенята? Хотите на них посмотреть? Только их сейчас беспокоить нельзя, посмотрим на картине.
Рассматривание картины « Собака со щенятами», беседа по увиденному.
Посмотрите, какие красивые щеночки! Они похожи на маму?
Где живет собачка?
Что едят мама со щенятами?
Давайте дадим собачке косточку!
Воспитатель: Ребятки, Хотите поиграть с собачкой? Давайте поиграем с ней и споем для щенят песенку.
Динамическая пауза «Собачка» (сборник Ляйли Хисматуллиной - Пой, играй, танцуй, малыш!)
Воспитатель: Дорогая собачка, нам было приятно с тобой встретиться, но нам пора дальше отправляться. До свидания.
3 этап пути.
Загадка про корову.
На дворе всё "Му-у!" да "Му-у!",
Ну а кто там, не пойму?
Только - "Му-у!" - я слышу снова,
Может там мычит (Корова)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в гости к коровке. (На карте переворачиваем фигурку)
Звучит песенка паровозика (Из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Встреча с коровой.
Беседа:
Коровка: Здравствуйте, ребятки. Знаете, кто я?
Воспитатель и дети: Здравствуй, коровка. Как ты поживаешь, где твои детки?
Коровка: Ребятки, мой сыночек ушел играть в поле, вы его не увидите, но я могу вас показать картину, на которой мы с ним нарисованы вместе. Согласны?
Рассматривание картины « Корова с теленком», беседа по увиденному.
Где на картинке-корова, а где -теленок?
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Что есть у коровы? (части тела коровы)
А что ест коровка?
Воспитатель: Ребятки, а наша дорогая коровка приготовила для нас песенку и сюрприз.
Слушание песни «Пейте дети молоко» (из мультфильма)
Воспитатель: Дорогая коровка, нам было приятно с тобой встретиться, спасибо за угощение, но нам пора домой отправляться. До свидания.
Возвращение домой. Звучит песенка паровозика (Из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Рефлексия:
К кому в гости мы ездили?
Как называют деток у этих животных?
Как можно назвать этих животных?
Почему их называют домашними?
Вам понравилось путешествие? В следующий раз оправимся в гости к другим домашним животным.
Список литературы
1. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. СеребряковаТ.А. Край родной. Методический комплекс для младшего дошкольного возраста.- Нижний Новгород, 2003.

Тема: «Домашние животные»

Цели:

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

Оборудование:

Игрушки «домашние животные», сундучок, чудесный мешочек, музыкальные молоточки.
Цветные силуэтные картинки домашних животных и их темные тени.
Картинка-фон «На ферме», геометрические фигуры.
Полоски зеленой бумаги, ножницы.
Строительный материал: бруски и арки.
Картинка-заготовка для рисования (небо, луг, овал-озеро), карандаши синего и зеленого цвета, клей, силуэтные картинки домашних животных.
Крупа, ложки, мыльницы.
Разноцветные прищепки, цветные силуэтные картинки голов козлят с колокольчиками разного цвета на шее.
Картинка-фон с клетками разной величины, цветные силуэтные картинки кроликов соответствующей величины.
Пластилин белого цвета, картинка-заготовка «барашек».
Лист-фон, клей, детали аппликации: солнышко, кость, дверца от будки; пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка-фон с изображением будок разных цветов, треугольные крыши для будок, вырезанные из картона, соответствующих цветов.
Развивающая игра «Найди маму».
Аудиозапись: «Карусели», «Кто пасётся на лугу?».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Чудесный сундучок»

«Вот чудесный сундучок,
Вам, ребята, он – дружок.
Очень хочется узнать,
Как, вы, любите играть!»

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Назовите, какие домашние животные перед вами? Подберите тень каждому.

Конструирование «На ферме»

Разложите геометрические фигуры в соответствующие места на картинке. Куда вы положили круг? Овал? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник?

Дидактическая игра «Кто живет на ферме?

Дети опускают руку в чудесный мешочек и по очереди достают игрушки домашних животных, называют их.

Корова

У коровы есть рога
И копыта на ногах.
Травушку она жует,
Деткам молочко дает.

У коровы ребенок называется «теленок». Теленок говорит: «Му-у-у». Скажите так, как говорит теленок.

Резание ножницами «Трава для коровы»

Дети разрезают ножницами полоску бумаги зеленого цвета.

Изобразительная деятельность «На лугу»

Нарисуйте зеленым карандашом траву, синим карандашом нарисуйте воду в озере, наклейте на лугу фигурки домашних животных.

Музыкально-ритмическое упражнение «На лугу пасутся ко..»

Дети отбивают ритм музыкальными молоточками.

Свинья

У грязнули-свинки
На спине щетинка,
На мордашке пятачок,
Сзади тонкий хвост-крючок.

У свиньи ребенок зовется - поросенок. Поросенок говорит: «хрю-хрю». Скажите так, как говорит поросенок.

Конструирование «Забор для поросят»

Возьмите бруски и постройте вокруг поросят забор. Вот так. (Показ воспитателя).

Упражнение «Наполни кормушку для поросят»

Дети наполняют ложкой разноцветные мыльницы-кормушки крупой.

Лошадь

У лошадки длинногривой
Нрав веселый и игривый.
Сено съест она сейчас
Да и покатает нас.

У лошади ребенок зовется - жеребенок. Жеребенок говорит: «и-го-го». Скажите так, как говорит жеребенок.

Дидактическая игра «Что умеет лошадь?»

Вы умеете четко говорить слово «да»? Скажите. А теперь скажите слово «нет». У вас хорошо получилось, значит вы сможете поиграть со мной в интересную игру.
Я буду спрашивать вас о том, что умеет лошадь, а вы думайте и отвечайте: если лошадь умеет это делать, говорите «да». А если лошадь не умеет этого делать, говорите «нет».

Лошадь умеет быстро скакать?
Лошадь умеет по небу летать?
Лошадь умеет травку жевать?
Лошадь умеет копытами стучать?
Лошадь умеет в игрушки играть?
Лошадь умеет громко ржать: иго-го?

Подвижная игра «Карусели»

Дети двигаются по кругу в темпе, соответствующем музыке и словам песни.

Коза

Козочке прыгучей,
Озорной, бодучей
Нравится украдкой
Есть капусту с грядки.

У козы ребенок зовется - козленок. Он говорит: «Ме-е-е». Скажите так, как говорит козленок.

Игра с прищепками «Разноцветные рожки»

Какого цвета у козленка колокольчик, такого же цвета сделайте ему рожки из прищепок. (Затем можно предложить детям поменяться картинками).

Кролики

Не обидит мухи
Кролик длинноухий.
В клетке для него всегда
Есть морковка и вода.

У кролика детеныш называется - крольчонок.

Дидактическая игра «Рассади кроликов»

Перед вами кролики. Покажите самого большого кролика, самого маленького, двух одинаковых кроликов. Кролики живут в клетках-домиках. Рассадите кроликов в подходящие по размеру клетки.

Овца

Шерстка у барашка
Мягкая, в кудряшках.
Постригут барашка и
Свяжут теплые носки.

У овцы ребенок зовется ягненок. Ягненок говорит: «бе-е-е». Скажите так, как говорит ягненок.

Лепка «Кудряшки у барашка»

Дети отрывают кусочки белого пластилина и наклеивают к изображению барашка.

Собака

Косточки собака гложет,
Злых людей кусает тоже –
Чтобы не забрался вор,
Сторожит и дом и двор.

У собаки детеныш называется - щенок. Щенок говорит: «гав-гав». Скажите так, как говорит щенок.

Дидактическая игра «Будки для собак»

Подберите подходящие по цвету крыши и двери собачьим будкам.

Изобразительная деятельность «Щенок»

Дети наклеивают на лист-фон солнышко, косточку. Затем поролоновым штампом рисуют собаке шерсть коричневого цвета и пальчиками дорисовывают цветы.

Дидактическая игра «Найди маму»

А теперь возьмите карточки с детенышами и найдите их мам.

Конструирование «Ферма»

Проводится сооружение коллективной постройки «Ферма» и ее обыгрывание.

Анастасия Балабанова
Проект для группы раннего возраста по теме: «Домашние животные».

Проект для группы раннего возраста

по теме : «Домашние животные » .

Тип проекта – среднесрочный (2 недели) .

Вид проекта – информационно-практический, игровой.

Уровень : подражательно-исполнительский.

По количеству участников – подгрупповой .

Возраст детей – 2-3 года .

Участники – педагоги, дети, родители.

Актуальность проекта :

Общение с животными , если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному , его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно , а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным , малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного , так и для ребенка.

Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.

С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними животными вместе с родителями . Участвуя, в этом проекте дети и их родители должны научиться :

Формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным ;

Положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.

Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.

Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные » , цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным .

Цель проекта :

формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста ;

обогащать знания детей о домашних животных ;

прививать детям любовь к животным , побуждать заботиться о них.

Задачи :

расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных , их характерных особенностях;

развивать у детей правильное звукопроизношение;

побуждать детей выполнять имитационные движения;

формировать положительный эмоциональный опыт.

Этапы проекта :

1 этап – проблематизации и выбора темы : создание у детей мотивации к проектной деятельности ; ознакомление родителей с задачами проекта ; совместная деятельность с детьми.

В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта , недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.

Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности) .

2 этап – подготовительный : постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме . Наблюдения за домашними животными . Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.

Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта , переживание результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять : «Ты быстро придумал!» , «Молодец! Правильно ответил» .

3 этап – этап осуществления проектной деятельности .

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Чтение стихов, потешек, сказок.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными .

Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными .

Конструирование домика для животных .

Проведение подвижных игр.

Изготовление и проведение дидактических игр.

Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.

Формы организации совместной деятельности по теме Дидактическое обеспечение

Проведение с детьми бесед о домашних и диких животных ;

Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам : «Домашние животные » «Чей домик» - автор-художник И. Першина;

«Лесные друзья» - художники Н. и А. Снегирёвы;

«Что любят животные » - художник М. Бондаренко.

«Кошкин дом» - художник С. Михайлов;

«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко.

Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр : Игры с пальчиками : «Козочка» , «Белочка» , «Киска» , «Лужок» , «Лошадка» , «2 котёнка» .

Подвижные игры : «Кто как кричит» , «Лошадка» , «Гуси-гуси» , «Кот Васька и мыши» , «Теремок» , «Кошечка» ,

Дидактические игры : «Кто где живёт» , «Кто, как кричит?» , «На скотном дворе» , «Помоги животным найти свой завтрак » , лото «Домашние животные » , «Зоологическое лото» , «Кто что ест?» , разрезное лото «Животные » .

Игровые упражнения : «Дорисуй животное » , «Выбери животное » , «Обведи животное по точкам » , «Магазин игрушек» .

Чтение художественной литературы :

«Узнай меня» - С. Подгорная;

«Идёт бычок качается» , «Сторож» , «Котёнок» , «Лошадка» , «Козлёнок» - А. Барто;

«Милые сони» - О. Александрова;

«Забавы зверят» - В. Лясковский;

«Разные собачки» - Б. Заходер;

«Телефон» , «Котауси и Мауси» - К. Чуковский;

«Детки в клетке» , «Усатый-полосатый» , «Воробей в зоопарке» - С. Маршак;

«Как Хома зарядкой занимался» - А. Иванов;

«Катя и бычок» - Л. Воронкова;

«Про Томку» - Е. Чарушин;

«Это кто?» - Т. Лопухина;

«Слонёнок в зоопарке» - А. Парчинская;

«Щенок» - Ю. Разумовский;

«Кто это?» , «Находчивый бобр» - В. Степанов;

«Песенка друзей» , «Бараны» , «Трезор» , «Фома» - С. Михалков;

«Кто сказал мяу» , «Кошкин дом» - Н. Носов;

«Приключение котика и пёсика» - И. Чанек.

Чтение русских народных сказок : «Колобок, «Репка» , «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .

- Чтение авторских сказок : «Котенок, который забыл, как надо просить есть» , «Козленок, который умел считать до десяти» - А. Прейсен, «Курочка» - Е. Чарушин, «Кто самый красивый» - Е. Карганова, «Котик и козлик» - В. Жуковский; «Котята» - И. Токмакова.

Слушание и пение русских народных и колыбельных песен : «Козочка» , «Сидит белка на тележке» , «Ладушки» .

Слушание и заучивание потешек и считалок : «Котик с пряником» , «Жили у бабуси» , «Скок – поскок» , «Как у нашего кота» , «Киска» , «Коза» , «Упрямые козлы» , «Пошёл котик на терлок» , «Ходит кот по лавочке» , Котенька – коток», «Кот на печку пошёл» .

Загадывание и отгадывание загадок «Лесные загадки» - П. Синявский.

Проведение физкульт-минуток : «Зайка» , «Кот» , «Конь» , «Игра с зайкой» .

- Изобразительная деятельность : Лепка – «Покормим кошечку» , «Звериные тропинки» .

Рисование – «Щеночек» , «Спрячем мышку» (рисование карандашом, «Следы» (рисование пальчиком, «Шубки для зверей» (рисование клеевой кистью) .

Художественно-продуктивная деятельность : Выставка поделок : «Детишки – малышки» ; Фотовыставки : «Ребята и зверята» , «Домашний любимец » .

Совместная деятельность детей и родителей : Кукольный спектакль - «Репка» , «Теремок» , Настольный театр - «Кто сказал мяу» ;

Деятельность родителей.

1. Создание макетов :

2. Создание стенгазеты :

«На деревенском дворике»

«Наши меньшие друзья»

План работы с семьей в рамках темы : «Домашние животные » . Данная тема запланирована на две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно :

1. Анкетирование родителей.

2. Информационный стенд.

3. Консультация для родителей.

4. Памятка для родителей.

5. Фото-вернисаж.

6. Развлечение.

У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации.

Было проведено анкетирование родителей.

Родителям были предложены анкеты по теме : «» . Цель этой анкеты : определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного и заботливого отношения к животным .

В анкете представлены следующие вопросы :

1. Если ли у Вас в семье домашнее животное ?

3. С какого возраста (общаться) с домашним питомцем ?

4. Каких животных дома , если у Вас есть дети раннего возраста ?

5. Общение с домашними животными

6. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?

В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.

Для примера я составила диаграмму анализа по следующим вопросам :

С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?

58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку общаться с домашним питомцем

42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (играть) с рождения.

Ещё вопрос : Каких животных , по Вашему мнению, можно держать дома , если у Вас дети раннего возраста ?

100% родителей (12 человек, считают, что можно держать дома , если есть маленькие дети

кота (кошку) ;

33% родителей (4 человека) – рыбок;

17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;

17% родителей (2 человека) – попугая;

8% родителей (1 человек, считают, что можно держать хомяка;

Домашние животные в Вашей семье

1. Если ли у Вас в семье домашнее животное ?

2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?

3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?

4. Каких животных , по Вашему мнению, можно держать дома , если у Вас есть дети раннего возраста ?

5. Общение с домашними животными , влияет на нравственное воспитание ребенка?

С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?

Каких животных , по Вашему мнению, можно держать

дома , если у Вас есть дети раннего возраста ?

Также я подготовила консультацию для родителей по теме : «Дети и домашние животные » . Цель : формировать представления родителей о влиянии домашних животных на развитие ребенка .

«Дети и домашние животные »

Познавательное развитие

* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется , распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.

* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект : форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.

* Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных , дети учатся видеть связи и зависимости : киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.

* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Животные - источник нравственного воспитания

* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным . В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.

* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.

* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм . Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

Животные - источник эстетического воспитания и развития

* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах , рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.

Источник трудового воспитания

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными . Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях .

Источник физического развития

Животные источник укрепления здоровья, психического развития : в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т. д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.

Выпустила памятку для родителей : «Чем опасны домашние животные для детей » .

Цель : способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными .

Памятка для родителей

Чем опасны домашние животные для детей ?

Даже взрослые люди умиляются, глядя на котенка или щеночка. Его хочется взять на руки, погладить, чмокнуть в розовый носик. Что же ждать от детей? Для ребенка домашнее животное является не просто предметом обожания и партнером по игре. Котенок, щенок или морская свинка становится для ребенка другом. Он находится с ним в тесном постоянном контакте, берет его с собой в кровать, кормит из своей ложки (пока родители не видят) . Не заостряя внимание на возможной аллергии или укуса животным , поговорим о невидимой опасности.

Орнитоз – заболевание, которым ребенок может заразиться от птиц (попугаев, канареек, голубей) . Более 140 видов птиц являются переносчиками возбудителя этой болезни – хламидии пситачи. Причем, сами птицы орнитозом не болеют. Птички выделяют хламидии с носовым секретом и фекалиями. Заражение происходит, когда ребенок кормит попугая изо рта в рот. Если клетка долго не убиралась, птичка, помахав крыльями, разносит пыль с частицами зараженных фекалий по комнате. Ребенок может вдохнуть эту пыль, возбудитель попадет в дыхательные пути и вызовет особый вид пневмонии.

Никогда не кормите животных сырым мясом .

Постарайтесь всю обувь, по приходу домой, убирать в обувной шкаф.

Раз в год обследуйте животное в ветеринарной клинике.

Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой. А еще лучше, приучить малыша мыть руки с мылом после каждого контакта с животным .

Следите за чистотой птичьей клетки.

Убирая клетку или кошачий лоток, надевайте медицинскую маску на лицо.

Ещё оформила информационный стенд. Тема : «Игровое пространство» . Цель : рекомендовать родителям литературный материал, игры по данной теме . На стенде размещены стихи, пальчиковые игры для детей по теме .

В конце второй недели я попросила родителей принести фотографии своих домашних животных (с детьми или без, и устроила фото-вернисаж в группе по теме : «Домашний любимец » . Цель : воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик.

Итоговым мероприятием по данной теме стало развлечение «В гости к бабушке Арине» . Цель : воспитывать гуманное отношение к животным .

4 этап – заключительный :

обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций.

Оформление фотовыставки «Домашний любимец » .

Развлечение для детей и родителей : «В гости к бабушке Арине» .

Взаимодействие с музыкальным руководителем :

имитация звуков, издаваемых животными ; разучивание потешек; пение песен о домашних животных .

Продукт деятельности :

наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макетов, стенгазета, презентация, картотеки стихов, загадок. Развлечение для детей и родителей : «В гости к бабушке Арине» .

Предполагаемый результат :

Дети должны знать названия домашних животных , что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет, чем питаются домашние животные , какую пользу приносят людям;

дети научатся ухаживать за домашними животными ;

дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных , частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;

дети должны знать, как говорят домашние животные , и уметь различать их по голосу;

привитие детям любви и бережного отношения к животным .

Приложение

Развлечение : «В гости к бабушке Арине»

Цель : - закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных .

Задачи :

Уточнить представления о домашних животных (живут дома , за ними ухаживают, они приносят пользу людям;

Закрепить названия домашних животных : кошка, собака, корова, щенята;

Продолжать развивать умение отвечать на вопросы : «кто?» , «что делает?» фразами из 2-3 слов;

Создать радостное настроение, умение выполнять движения под текст;

Воспитывать бережное отношение к животным .

Словарная работа : кошка, собака, корова, лает, дает молоко, ловит мышей

Материал : игрушки : кошка, собака, корова, щенята.

настольная игра : платок, фартук для бабушки, подарки для детей.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о домашних животных , дидактическая игры : «Чей малыш?» , «Найди детеныша» , «Найди маму» , пение песенок, подвижные игры.

Ход развлечения:

Воспитатель : (показывает красочное письмо) Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. К нам пришло письмо, из деревни, от бабушки! Давайте, прочитаем его!

«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. У меня дома живет много домашних животных . Приезжайте ко мне, я вас жду!»

– Ну, что? Поедем к бабушке в деревню? (Ответы детей) .

На чем же можно поехать к бабушке? (Ответы детей) .

Правильно, можно поехать и на машине и на автобусе! А мы с вами поедем на поезде! Наш поезд поведет (имя ребенка) .

(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время перевоплощается в бабушку, надев фартук, накинув на плечи платок.)

Бабушка : Здравствуйте, ребятки! (Дети здороваются с бабушкой) .

Я так рада, что Вы получили моё письмо и приехали ко мне в гости (звучит запись голосов домашних животных ) . У меня живёт много разных животных . Я хочу вас с ними познакомить.

– Подойдите, ребятки, ко мне. Посмотрите, кто это? (Ответы детей) . Это моя кошка Мурка. Как зовут кошку? Она живет дома , спит на диванчике, очень любит мышей ловить.

Кошка Мурка хочет поиграть с вами.

Игра «Серые мышки» .

Она очень любит догонять мышек. Сейчас мы с вами поиграем с кошкой. Вы ребята, будете мышками. (Кошка спит, а мышки идут на носочках) .

Мышки шли, шли, шли. В гости к кошечке пришли.

Кошка, кошка, хватит спать. Мы пришли к тебе играть.

Кошка, кошечка, вставай! Серых мышек догоняй! (повторить 2-3 раза) .

Молодцы, ребята! Как вы быстро бегаете, кошка моя вас не поймала, она очень устала и хочет отдохнуть. Скажем кошке «до свидания!» (дети прощаются с кошкой) .

Ребята, посмотрите, кто это лает? (Ответы детей) . Это моя собачка Жучка. Как зовут собачку? Она живет во дворе, охраняет дом. Где живет собачка? Что делает она во дворе? Как лает собака? (индивидуальные и хоровые повторения) . Моя собачка очень любит слушать песенки. Ребята, а про собачку вы песню знаете? (Дети исполняют песню «Собачка» ). «К нам пришла собачка. Умная собачка. С детками играет, очень громко лает : «Гав! Гав! Гав!» . У моей собачки потерялись детки. Как зовут деток у собачки? (Ответы детей) . Давайте мы поможем собачке найти щенят. (Дети находят щенят и приносят к собачке) . Как собачка Жучка обрадовалась своим щенятам. Большое вам спасибо, ребята! Пусть они пойдут погуляют. Скажем собачке «до свидания!» (дети прощаются с собакой) .

Посмотрите, кто это? (Воспитатель показывает игрушку-корову, дети называют, звукоподражают) .

Вот она моя корова. Она дает вкусное молоко. Что дает корова? А вы ребятки песню про корову знаете? (Дети исполняют песню «Корова» ).

Подошла корова к дому своему. Замычала громко «Му-у» , «Му-у»

Я свою Белянку, встречу, обниму, а она мне весело : «Му-у» , «Му-у»

Молодцы, ребята! Корове моей очень ваша песня понравилась. Она проголодалась и тоже хочет есть. Как вы думаете, что корова любит поесть? (Ответы детей) .

Скажем корове «до свидания!» (дети прощаются с коровой) .

Ребята, сегодня я вас познакомила с моими друзьями : кошкой, собакой и коровой. Давайте вспомним, как они умеют кричать? Как кричит кошка? (собачка, корова) .

Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами поиграли, повеселились, познакомились с моими друзьями : кошечкой, собачкой, коровой. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. Кошечка ловит мышей, собачка дом охраняет, а корова дает молоко. Животные , которые живут у меня, называют домашними , потому что я кормлю их, очень люблю и ухаживаю за ними. Вы знаете всех моих домашних животных . Ребята, спасибо, что приехали ко мне, вы еще приезжайте, я вас всегда буду ждать! (Бабушка угощает детей конфетами и провожает до поезда) .

(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время перевоплощается в воспитательницу).

Воспитатель : Ребята, где вы побывали? На чем вы приехали? Вам понравилось в деревне? Какие животные живут у бабушки ? Что делает кошка? (Мяукает, ловит мышей) . Что делает собака? (Лает, охраняет дом) . Что делает корова? (Мычит, дает молоко) . Какую пользу они приносят бабушке? Вам понравилось в деревне? (Ответы детей) .