Как занимается психолог с ребенком. Когда и какие анализы нужно делать

А чем же занимаются детские психологи? В каких ситуациях родителям может быть полезна, а в каких просто необходима консультация этого специалиста?

«Может, к психологу?»

Почему вообще у родителей появляется мысль обратиться к детскому психологу?

Нередко это рекомендация воспитателя в детском саду либо школьного учителя ребенка. Кроется за ней обычно непохожесть ребенка на остальных детей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный — в общем, так или иначе, выделяется на общем фоне.

«С вашим ребенком что-то не так, сводите его к психологу» — эту фразу, наверное, слышали многие родители.

Первая реакция мамы на подобные заявления — защита. «С моим ребенком все в порядке!». Иногда защита и правда вполне правомерная, ведь бывает, что индивидуальные особенности ребенка — не его проблема, а проблема педагогов, которые не могут найти нужный подход.

Но может быть и другая ситуация. Может оказаться, что воспитатель и правда видит те стороны жизни вашего малыша, которые вы не замечаете. К примеру, открытый и общительный дома, он может испытывать проблемы в общении со сверстниками в садике. Такие ситуации тоже не редкость. Так что всерьез отнеситесь к словам педагогов, расспросите об их видении проблемы.

Если осталась какая-то тревога за своего малыша, визит к психологу поможет разобраться с ситуацией и с эмоциональным состоянием ребенка объективно. Выявить причины возникающих трудностей, если они есть. В конце концов, ведь не считается чем-то зазорным посещать стоматолога для проверки и необходимой профилактики. Почему-то о психологах же иногда сохраняется такое мнение, что визитом к этому специалисту подтверждаешь свою «ненормальность». Это, конечно же, не так: психолог, вообще, по определению, работает только с психически здоровыми людьми.

Другой случай возникновения необходимости обратиться к детскому психологу часто совпадает с так называемыми возрастными кризисами в развитии ребенка (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). Что происходит в эти моменты? Возрастной кризис означает, что в развитии человека происходит резкий скачок, что-то радикально меняется. Мама и папа же не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Капризы, агрессия, упрямство ребенка — и чувство беспомощности у родителей. Вполне естественная реакция — обратиться к специалисту. И это в самом деле может помочь. Психолог поможет разобраться в сути возникших трудностей, подскажет воспитательные приемы, а при необходимости позанимается с ребенком, чтоб помочь ему преодолеть непростой период.

Что делают детские психологи?

Итак, эти или какие-то другие причины привели вас к мысли об обращении к детскому психологу. В чем же может заключаться его работа?

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Их цель — определить объективное состояние человека, выделить его причины, а также оценить уровень развития тех или иных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.). Если для взрослых часто используются тестовые методики, известные многим, то в арсенале детского психолога обычно это особые методики для детей. Специалист может попросить вашего ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру — на самом же деле с помощью этих процедур соберет необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью развивающих психологических игр специалист поможет развить у ребенка разные необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление — в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Чаще всего, развивающие психологические занятия проводятся сразу с группой детей, и в таком случае ребенок также учится общаться с другими детьми, воспринимать социальные нормы.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, на повышение самооценки, на снятие агрессивных тенденций. Детская психотерапия может потребоваться, если ребенок пережил сильный стресс — потерю близких, физическое или психическое насилие и т. п.

Методы, применяемые в детской психотерапии, многообразны. Например, для совсем маленьких детей очень действенным методом оказывается так называемая песочная терапия (специально организованные занятия с песком). Для детей постарше очень эффективна бывает сказкотерапия (занятия с применением специальных психотерапевтических сказок как готовых, так и составляемых в ходе взаимодействия ребенка с психологом). Игра, рисунок, сказка — все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Консультирование родителей и семейное консультирование

У психологов есть такая известная аксиома «Проблемы маленьких детей — это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т. д. Потому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка.

Психолог на консультации поможет вам увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания. Хороший психолог никогда не будет судить или упрекать вас за что бы то ни было. Он просто даст вам в руки новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша.

Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком. И с другой стороны, работа психолога с ребенком без параллельного консультирования родителей обычно малоэффективна, ведь после занятий ребенок вновь возвращается в семью.

Иногда случается так, что в жизни детей возникают разные трудности. Дети делают все возможное, чтобы их преодолеть. У кого-то это получается хорошо, а кому-то трудно справиться. Если близкие люди замечают такое, они могут обратиться к психологу. Впрочем, они могут продолжать не замечать и делать вид, что все нормально и само собой образуется. Однако по опыту, любые нарушения в поведении детей без посторонней помощи взрослого человека сами проходят редко, чаще они просто накапливаются как снежный ком или перерастают в другие формы неадекватного поведения.

Причина проблем - нарушение баланса и равновесия

Моя работа с детьми позволила мне накопить опыт и научиться более внимательно относиться к тому, как устроен мир ребенка.

Когда я встречаю ребенка, обнаруживающего те или иные расстройства, я знаю, что имею дело с нарушением естественного равновесия, функционирования всего организма и личности. Моя задача помочь возвратить сбалансированность и восстановить нарушенные функции, содействовать нормальному развитию и личностному росту ребенка.

На что я опираюсь в своей работе с детьми? Я рассматриваю психическое здоровье ребенка в контексте процесса его взаимодействия с окружающей средой. Большинство детей, нуждающихся в помощи, имеют одну общую особенность: в силу тех или иных причин у них нарушена способность творчески приспосабливаться и контактировать с окружающей действительностью.

Как возникают нарушения и проблемы?

Когда маленький ребенок приходит в этот мир, он живет своими ощущениями и чувствами. Он такой, какой он есть, ему нравится чувствовать свое тело, двигать ногами, руками, прикасаться к предметам. Каждый родившийся ребенок нуждается в безопасности, принятии и любви, в движении и новых впечатлениях. Это заложено в детях природой и принято называть потребностями. Всем своим существом ребенок ищет их удовлетворения. Однако со временем дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мир порой бывает двойственный и противоречивый и не всегда то, что хочется самому ребенку, нравится другим людям. Взрослые, зачастую под масками накопившихся проблем, словно заколдованные, видят в ребенке несбывшиеся мечты, тревоги или разочарования и начинают что-то делать в нем для себя, не замечая его настоящие потребности. А они так порой просты: ребенку важно чувствовать, что его любят и принимают, что ему безопасно и уютно в этом мире.

Как дети "защищаются"?

Когда настоящие чувства и потребности игнорируются взрослыми, ребенок научается защищаться от боли, одиночества, страха всеми возможными способами. Некоторые нападают первыми прежде, чем это сделают с ними - тогда родители часто обращаются с проблемой агрессивного поведения ребенка. Другие дети создают фантастические образы и миры и остаются там, где им безопаснее и уютнее - тогда родители обращаются с проблемой того, что их дети не разговаривают или говорят очень мало. Третьи часто болеют - и тогда родители включаются в бесконечную гонку по врачам, не понимая, что ребенку только этого и надо, ведь тем самым он получает то внимание, которого ему очень не хватает в семье. Кто-то становится необычно «вежливым» и хорошим, а кто-то агрессивным и раздражительным. Способы, которыми дети научаются защищаться от непереносимых чувств, многообразны до бесконечности.

А когда все же ребенку не удается получить то, что ему не хватает, он начинает жертвовать самым главным - самим собой, чувствами, готов отказываться от желаний ради маминой улыбки, ради спокойствия в доме, ради того, чтобы не слышать крик или вернуть папу. Так, он встает на путь потери себя, утрачивая внутреннюю силу Я. Ведь здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.

Как работает детский психолог?

Поэтому, когда я работаю с ребенком, я пробую «раскопать» под слоями симптомов и нарушенного поведения - что же на самом деле хочет этот человек, в чем его истинная уникальность и сущность. А для этого мы вместе исследуем его желания и потребности, восстанавливаем и усиливаем то, что когда-то было дано ему и со временем начало утрачиваться. Когда ребенок узнает свои ощущения, чувства и потребности, он научается их принимать, выражать и делать самостоятельный выбор в сторону их удовлетворения, у него появляется чувство внутренней силы и здоровое отношение к жизни. Так, постепенно мы вместе создаем и развиваем у ребенка внутреннюю целостность, улучшаем контакт с его телом, чувствами, интеллектом. И когда это получается, начинают исчезать симптомы и поведение, в которых проявлялось неадекватное самовыражение.

Психолог - проводник от мира ребенка к миру взрослых

Многие родители могут проникнуться недоверием и сомнением к таким несколько абстрактным словам. Как же это поможет, могут спросить они, моей дочери или сыну лучше учиться, не воровать, спокойней спать по ночам и ездить одному в лифте, не падать при каждом посещении магазина на пол, демонстрируя силу и громкость своего голоса, да и просто хоть немного меньше болеть. Для этого детский психолог и является проводником от мира ребенка к миру взрослых, он пробует перевести неясные послания ребенка его родителям. Ребенок ничего не хочет делать, постоянно замкнут и подавлен? Что может скрываться за таким способом жить? Возможно боль от недостатка любви, буря самых разных невыраженных эмоций, огромное количество творческого потенциала, которому не нашлось применения… Используя разнообразные техники и средства я вместе с ребенком пробую узнавать и искать разные способы быть собой и получать то, что насущно важно.

Это важно знать родителям

Порой бывает, что не каждый родитель готов услышать то, о чем говорит ребенок. Не каждый, например, готов встретиться с правдой, которая может быть очень болезненной. Иногда хочется, чтобы ребенок изменился без изменения самих себя, чтобы психолог «пошурудил в коробочке», сказал волшебные слова и ребенок стал как прежде - перестал писаться в постель, начал хорошо учиться, не закатывал истерики и не воровал вещи. Но за правдой такого разного поведения может выясниться, что писается ребенок в постель, потому что днем мама или папа все время на него кричат, плохо учится, потому что это единственный способ подольше вечером за уроками посидеть рядом с мамой, а ворует, потому что… попробуйте пофантазировать сами.

Ребенок отражает, как в зеркале, то, что не всегда готовы признать взрослые в себе. Раз ребенок так научился жить, значит, так было кому-то удобно. И если родители действительно хотят, чтобы ребенок изменился, нужно самим быть готовым к изменениям.

И еще немного об основаниях в работе...

В начале своей практики я стремительно старалась накапливать теоретические основания по возрастной психологии, взятые из разных концепций и школ (психоанализ, гуманистическая, отечественная психология), основы семейного консультирования, практическая диагностика, и т.д. Это придавало уверенности, но зачастую мешало просто быть рядом с ребенком, видеть его, а не его диагнозы, описанные в учебниках по детской психиатрии. Теоретическая база очень важна, но со временем я все больше убеждаюсь, что основным инструментом в работе психолога с детьми - является он сам, со своим искренним интересом к тому, что происходит с ребенком, способностью принимать его субъективный мир, не оценивать, слушать, наблюдать, быть честным и творческим в контакте.

Механизм позитивных изменений

В своей работе я опираюсь на принципы, сформулированные в рамках гештальт-подхода. Одним из базовых фундаментов этого подхода является взгляд на природу изменений человека, изложенный А. Бейссером. Его теория парадоксальных изменений заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле - быть полностью вовлеченным в настоящее.

Все, что я делаю, это только помогаю ребенку узнать, какой он есть на самом деле. Для этого я присутствую рядом с ним, показывая, что я открыта для всего, что будет происходить, принимать его чувства и готова быть собой в этих отношениях. При безопасном присутствии у ребенка появляется возможность экспериментировать со своими чувствами, ощущениями, телом, приобретать новый опыт и заново открывать себя, взращивать свою внутреннюю идентичность и целостность. Когда ребенок достигает полноты самоощущения, он научается видеть мир таким, какой он есть, пробует новые способы получать то, что ему необходимо, чтобы почувствовать себя достаточно уверенно и уютно в этом мире. Думаю, что любой любящий родитель хотел бы пожелать своему ребенку такого маленького опыта, способного изменить всю жизнь.

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Воспитание ребенка – это не просто тяжелый труд, но и талант. Очень важно почувствовать, что происходит с малышом, и принять своевременные меры. Но не каждой маме под силу справиться с чадом, когда его поведение выходит из-под родительского контроля. Да и посмотреть со стороны, ежедневно находясь рядом с ребенком, довольно сложно.

Как же определить, когда ребенку требуется психолог, в чем состоит его работа, и в каких ситуациях без него категорически не обойтись?

Кто такой детский психолог?

Детский психолог не является врачом, и не стоит его путать и с психиатром . У данного специалиста нет права ни на постановку диагнозов, ни на выдачу рецептов. Работа внутренних систем детского организма, а также внешний вид малыша – тоже не его профиль.

Главная задача детского психолога – помощь психологического характера через игровые методы . Именно в игре раскрываются подавляемые ребенком чувства и наиболее эффективны поиски решения детской проблемы.


Когда нужен детский психолог?

  • Нет важнее людей для малыша, чем его родители. Но глубокое взаимодействие детей и родителей внутри семьи не позволяет маме и папе быть объективными – в силу привычки к исполняемым ролям, в силу определенной реакции на поведение ребенка. То есть, посмотреть на ситуацию «со стороны» родители не могут . Возможен и другой вариант: родители четко осознают проблему, но ребенок не решается на откровение из-за страха, боязни огорчить и пр. В ситуации, которая не способна разрешиться внутри семьи, единственным помощником остается детский психолог.
  • Каждый маленький человек проходит период становления личности. И даже если отношения в семье идеальные и гармоничные, ребенок вдруг перестает слушаться , а родители хватаются за голову – «что с нашим дитем?». Чувствуете, что у вас нет сил и умения повлиять на ситуацию? Ребенок абсолютно вышел из-под вашего контроля? Обращайтесь к специалисту – он сможет оценить ситуацию объективно и подобрать ключик к решению проблемы.
  • Малыш боится ночевать в комнате один? Требует оставлять на ночь свет во всей квартире? Пугается раскатов грома и незнакомых гостей? Если чувство страха не дает ребенку спокойной жизни, подавляет и угнетает, ставит в позицию беспомощности перед той или иной ситуацией – воспользуйтесь советом психолога. Конечно, детские страхи – это естественный период жизни каждого человека, но многие из страхов остаются с нами навсегда, перерастая в фобии и прочие неприятности. Психолог же поможет максимально безболезненно пережить эти моменты и подскажет – как научить малыша справляться со своими страхами.
  • Чрезмерная стыдливость, стеснительность, застенчивость. Именно в детстве формируются те черты характера, которые в будущем поспособствуют умению защитить себя, адекватно относиться к критике, ладить с любыми людьми, проявлять инициативу и пр. Психолог поможет ребенку преодолеть свою стеснительность, раскрыться, стать более свободным. Читайте также:
  • Агрессия. С такой проблемой приходится сталкиваться многим папам и мамам. Немотивированная агрессия ребенка ставит родителей в тупик. Что случилось с малышом? Откуда вспышка злобы? Почему он ударил котенка (толкнул сверстника на прогулке, швырнул в папу игрушкой, сломал любимую машинку, за которую мама выложила свои премиальные, и пр.)? Агрессия не бывает беспричинной! Это важно понимать. И чтобы такое поведение не стало плохой привычкой ребенка и не переросло в нечто более серьезное, важно вовремя разобраться в причинах, помочь ребенку не «уйти в себя» и научить выражать свои чувства.
  • Гиперактивность. Данное явление весьма серьезно отражается на самом ребенке и становится причиной усталости, злости и неприятностей для родителей. Задача психолога – определить основные устремления малыша и направить их в нужное русло.
  • Форс-мажоры. В нашей жизни хватает ситуаций, с которыми даже взрослые иногда не способны справиться без помощи. , смерть члена семьи или любимого питомца, новый коллектив, тяжелый недуг, насилие – все не перечислить. Маленькому ребенку осознать случившееся, переварить и сделать правильные выводы неимоверно сложно. И даже если внешне ребенок остается спокойным, внутри него может бушевать настоящая буря, которая рано или поздно прорвется наружу. Психолог поможет понять, насколько глубоко травмирован ребенок психологически, и пережить произошедшее с минимальными потерями.
  • Успеваемость в школе. Резкое снижение успеваемости, выдумывание причин, чтобы не ходить в школу, необычное поведение – причины для более внимательного отношения к чаду. А учитывая, что этот возраст не предполагает особой откровенности с родителями, психолог может стать единственной надеждой – не «упустить» своего ребенка.

Детский психолог – что нужно знать о его работе?



Если у вас возникла мысль о визите к психологу – значит, откладывать визит к нему не следует. Помните – ваш ребенок постоянно развивается. И чтобы потом все проблемы не покатились на вас снежным комом, решайте все кризисные ситуации по мере их поступления – своевременно и грамотно.

Легче сразу решить проблему вместе с детским психологом, чем потом «ломать» ребенка .

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.


Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания.


Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.


Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.


Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив , испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный . Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается , склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный . Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе . Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию . Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.


Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения.


Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.


Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.


Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.


Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

Каждый родитель отвечает не только за то, чтобы построить свою жизнь, но и за жизнь своих детей. Поэтому помощь детского психолога становится такой востребованной в Минске. Но с какими проблемами действительно нужно обращаться к детскому психологу? Чем он может помочь и что психолог может сделать для ребенка?

Кажется, что не существует таких родителей, которые без волнения думали бы о будущем своих детей или спокойно воспринимали плохие взаимоотношения с собственными детьми. Несомненно, для детей мы хотим всего самого лучшего: хотим защитить их от ошибок и ненужных экспериментов, хотим, чтобы они были успешнее нас. Однако дети воспринимают мир не так, как взрослые, и родителям иногда бывает сложно помочь им в трудные периоды его жизни. Поэтому родители довольно часто обращаются за помощью к детскому психологу .

С какими проблемами стоит обращаться к детскому психологу?

Иногда незначительные неудачи (с точки зрения взрослого) воспринимаются ребенком очень болезненно. К примеру, несколько фраз, сказанных с определенной интонацией, которые взрослый забудет через пару минут, ребенок может воспринять как жизненную установку. Детский психолог поможет решить такие проблемы, как низкая самооценка, тревога, .

Также нередки трудности социальной адаптации среди детей. Это проблемы в отношениях со сверстниками, затруднения в общении, проблемы с успеваемостью, низкая мотивация к учебе и конфликты со взрослыми. Проблемы могут возникать и с детско-родительскими отношениями – ребенок может быть непослушным, упрямым и капризным.

Однозначно психолог нужен, если ребенок пережил травматическую ситуацию: насилие, чрезвычайные ситуации, смерть близкого человека, развод родителей, смену детского сада или школы.

Как определить, когда ребенку нужна психологическая помощь?

То, что ребенку нужен детский психолог, можно определить по общим факторам. Если ребенок плохо спит, потерял аппетит, если он долго не может на чем-то сосредоточиться, если появилась плаксивость или возникают , если вас просто что-то насторожило – не бойтесь обращаться к детскому психологу.

Как помочь ребенку самостоятельно?

Чтобы понять, что происходит с ребенком и не нарушить его равновесие еще больше – не спрашивайте его об этом напрямую. Лучше попросите его сочинить сказку. Понаблюдайте, а лучше запишите, что он рассказывает о герое. Спрашивайте, что герой чувствует, как собирается найти выход из ситуации и помогает ли ему в этом кто-нибудь. Сказки – полезный инструмент для решения детских проблем, так как дети часто ассоциируют себя со сказочными героями и с их помощью находят выход из жизненных ситуаций, но очень важно

Психолог,
директор Центра успешных отношений