Как развивать мышление у ребенка 5 лет. Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.

У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  1. Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  2. Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  3. Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.

Мыслительные операции

Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

  1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
  2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
  3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
  4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.

Детские вопросы

У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

  1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
  2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
  3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

Творческое мышление

Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

Инженерное мышление

Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

Подбор упражнений

Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

Введение……………………………………………………………………..4

Глава 1. Психология мышления детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

развития мышления у детей в период детства…………………………......7

1.2. Особенности мышления у детей старшего дошкольного

возраста………………………………………………………………………14

1.3. Средства развития мышления у детей дошкольного

возраста………………………………………………………………………20

1.4. Дидактические игры и их роль в развитии мышления у детей

дошкольного возраста………………………………………………………25

Глава 2. Исследование уровня развития мышления детей 5-6 лет с использованием дидактических игр

2.1. Диагностика уровня развития мышления у детей 5-6 лет

на констатирующем этапе эксперимента…………………………………...38

2.2. Результаты на констатирующем этапе исследования…………………42

2.3. Комплекс дидактических игр, направленный на развитие

мышления у детей дошкольного возраста ………………………………….46

2.4. Повторная диагностика мышления у детей 5-6 лет……………………51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиографический список……………………………...............................60

Приложение………………………………………………………………….6

ВВЕДЕНИЕ

Развитие мышления детей 5 – 6 лет является основополагающей задачей обучения. Мышление помогает ребенку понимать закономерности окружающего мира, искать ответы на интересующие его вопросы, обдумывать причинно-следственные связи жизненных явлений.

В возрасте 5 – 6 лет мыслительные процессы ребенка находятся на пике своей активности, поэтому очень важно наполнить досуг малыша полезными развивающими играми и упражнениями.

В возрасте 5 – 6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период «почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, благодаря чему они способны мыслить обширно, используя свой прежний опыт и знания.

Развитие мышления детей 5 – 6 лет позволяет малышу проявлять следующие способности: делать логические выводы; сравнивать и сопоставлять предметы; группировать предметы по общим признакам; придумывать рассказ на заданную тему; составлять рассказ по картинкам; варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства; применять теоретические знания на практике.

Одним из средств развития мышления детей 5 – 6 лет являются дидактические игры. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами; настольно – печатные игры; словесно-логические.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Так же велико значение дидактической игры для мыслительного процесса. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ – мыслительное разложение целого на части, или выделение из целого его сторон; сравнение – установление сходства и различия между предметами или какими – либо признаками; синтез – мыслительное объединение частей, свойств в целое; обобщение – мыслительное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т. е во внутреннем плане.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что тема « Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр» является актуальной.

Цель данной работы : Исследовать процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Объект исследования : процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделить особенности развития мышления у детей 5-6 лет.

2. Выделить разные виды дидактических игр, с помощью которых можно развивать мышление у детей

3. Подобрать методики и выявить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать полученные результаты экспериментального исследования.

5. Подобрать комплекс дидактических игр, способствующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.

6. Провести повторную диагностику и сравнить полученные результаты

Гипотеза: использование воспитателем дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения будет способствовать развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая база: МБДОУ « Солнышко» Тогучинского района Новосибирской области

Методы исследования:

1. Метод аналитического исследования психолого-педагогической литературы.

2. Методы диагностического исследования.

3. Методы обобщения данных эксперимента.

Глава 1. Психология мышления детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей в период детства.

Одним из первых отечественных психологов, обратившихся к проблеме мышления, был. Благодаря новому подходу он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребёнка в книге «Мышление и речь». В этой работе он доказывал, что мышление и речь имеют разные генетические корни.

В своих экспериментах доказывал, что внутренняя речь тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. В своих исследованиях, Выготский также изучал этапы формирования мышления, показав, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях.

Словесно-логическое мышление по проходит стадии внешнего и внутреннего знака:

· наглядно-действенное мышление (натуральная стадия);

· эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака);

· словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака).

Опираясь на ведущие теоретические положения о ведущей роли практической деятельности в развитии дошкольника, в своих исследованиях важное место назначал изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Результаты проведенных исследований дают основания полагать, что эти формы скрывают в себе не менее крупные запасы, чем понятийное мышление .

следующим образом описывает взаимосвязь различных форм мышления: «Еще в начале ХХ века под мышлением разумевалась исключительно познавательная деятельность , проходящая в форме внутренних логических процессов. Описанные в генетических исследованиях формы «практического» или «наглядно-действенного» интеллекта рассматривались лишь как ранние, подготовительные стадии в развитии мышления связи или как простейшие и «низшие» его формы .

Согласно, «специфика детского мышления выступает точнее, когда мы рассматриваем его с точки зрения уже развитых форм в аспекте основных признаков, которые даны в определении мышления как психического процесса, составляющего высшую ступень человеческого познания. Мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях реального мира. Данное определение имеет отношение к любым формам мышления».

исследовал особый тип мышления ребёнка, который представляет собой единство наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием .

Детское экспериментирование не задаётся взрослым, а строится самим ребёнком. В процессе экспериментирования ребёнок получает для себя новую, неожиданную информацию, что часто ведёт к перестройке как самих действий, так и представлений ребёнка об объекте. В этой деятельности чётко наблюдается момент саморазвития: изменения объекта раскрывают перед ребёнком его новые свойства, которые, в свою очередь, создают новые, более сложные преобразования. Психологическое, а так же умственное, развитие ребенка выступает как процесс, имеющий конкретно – историческую и социальную природу. Все основные этапы этого развития обусловлены особенностями передачи общественного опыта. Благодаря мышлению человек безошибочно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление целостных взаимосвязей, свойств одинаковой группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первоначальное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность; опосредованность.

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект использует различные виды обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых познавательных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Особенность мышления заключается в том, что:

1. Мышление предоставляет возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

Когда ребенку исполняется пять лет, он вступает в новый интересный период жизни, когда заканчивается младший дошкольный возраст и впереди полные событий школьные годы.

К пяти годам уже окончательно сформированы основные черты характера. Несомненно, еще есть время для коррекции каких-то нежелательных его проявлений. Однако сделать это становится намного сложнее, ведь ребенок уже многое умеет, владеет многими навыками, которые сформировались за прошедшие годы и высказывает собственное мнение.

Детям этого возраста очень важна эмоциональная поддержка взрослых. Не так долго осталось до школы и с ребенком нужно регулярно заниматься, развивать его интеллектуально и физически, чтобы в будущем не возникло трудностей. Для этого разработаны специальные программы, упражнения в игровой форме и задания, которые можно выполнять дома и на прогулке.

Сегодня на сайте «Популярно о здоровье» мы поговорим о развитии у ребенка мышления в 5 лет, что должен знать и уметь, задания, какие можно использовать узнаем и обсудим:

Особенности развития в 5 лет: знать и уметь ?

Ребенок этого возраста уже хорошо знает, что можно и что нельзя. Умеет, хотя и не полностью, контролировать свои слова и поступки. Способен до конца выслушать ваши наставления. На замечания о своем поведении реагирует более сдержанно.

Игровые ситуации усложняются, становятся ролевыми. Малыш с удовольствием играет со сверстниками в парикмахера, больницу, продавца и покупателя и т.п. Очень рад, когда родители также вступают в игру.

Речь уже достаточно хорошо развита, включает около 3000 слов. Ребенок активно использует сложные предложения.

Если родители уделяют его развитию достаточно внимания, читают книжки, рассказывают сказки, он разговаривает более активно, может коротко пересказывать прочитанное, использует речевые обороты, делает выводы о финале рассказа или сказки. он с удовольствием разучивает песни, заучивает короткие стихи.

Мышление ребенка в 5 лет уже достаточно развито. Он может сравнивать предметы, выделяет их особенности, имеет понятие о форме и размерах. Пытается освоить счет, умеет решать простые задачки, с использованием картинок. По мере накопления собственного опыта, активно формируется логическое мышление.

Эмоциональное развитие

У пятилетних малышей уже хорошо развито чувство привязанности. Им очень важно рассказать о своих чувствах, ощущениях, переживаниях и быть понятыми окружающими, к состоянию и настроению которых они также относятся с пониманием.
Этот период очень важен для дальнейшего становления личности ребенка, установления его отношений с другими людьми.

Независимость

В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности. Он хочет все делать сам, хочет меньше зависеть от мамы. Родителям необходимо поддерживать это стремление, ведь даже небольшая ответственность активно стимулирует правильное эмоциональное и психическое развитие.

Развивающие занятия в 5 лет и задания ребенку

Все особенности развития в этом возрасте, которые описаны выше, важно учитывать при проведении с ребенком развивающих игр и заданий. Только при ежедневных занятиях можно рассчитывать на развитие гармоничной личности в целом.

Ребенку очень полезно давать задания на складывание единой картинки из кусочков с ее фрагментами, разгадывание простых загадок и головоломок. При этом нужно использовать красочные иллюстрации, интересные ему, наглядные материалы. Такие занятия хорошо развивают логическое мышление, память и интеллект.

Развитие речи

Если к пяти годам малыш не выговаривает некоторые буквы или говорит их неправильно, речь его сильно затруднена, поможет специалист логопед. Дома также необходимо заниматься с такими малышами.

Например, развивать речь с помощью скороговорок, которые имеются практически на каждый звук. Они делают речь правильной, помогают ее развивать. Например: «На дворе трава на траве дрова»; «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Дети очень любят разучивать эти веселые стишки.

Тренировка памяти

Существуют задания на запоминание предметов. Например такое: разложите перед ребенком несколько разных предметов (авторучку, карандаш, записную книжку и телефон). Пусть малыш внимательно посмотрит на их, а затем отвернется. В это время все уберите. Когда повернется, пусть назовет их по памяти.

Для тренировки памяти и внимания очень хорошо использовать практически одинаковые картинки, но на которых есть отличия, которые нужно найти, а также читать, а затем анализировать прочитанное, делать выводы. Спрашивайте ребенка, что он запомнил из прочитанного вчера отрывка сказки, а затем уже читайте продолжение.

Тест на развитие

Если вы хотите знать, как должен в 5 лет уметь ребенок и знать, можете провести простой тест: задайте ему по 2-3 очень легких вопроса из различных областей знаний. В этом возрасте ребенка должен знать ответы практически на каждый вопрос.

Конечно, не на все вопросы он ответит правильно. Но, если на большинство из них он ответил правильно, его развитие соответствует возрасту. Если же что-то вызывает у него сильные затруднения, не впадайте в панику. Просто обратите на это особое внимание и сконцентрируйте усилия по его развитию именно в этой области.

Главное, помните, что формирование интеллекта, мышления подрастающего человека, происходит только при взаимодействии со взрослыми. Поэтому уделяйте ему как можно больше внимания, занимайтесь с ним, включайтесь в его игры. Это поможет малышу выработать определенную модель поведения, успешно бороться с трудностями и хорошо подготовиться к школе. Успехов вам!

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель : развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель:

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель: развивать логическое мышление.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок не научившемуся мыслить, в начальных классах обычно приходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений этой задачи выступает создание условий. Обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Однако, такие условия обеспечиваются пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике научения является организация действий ребенка по образцу. Излишне часто детям предлагаются упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности ребенка, в частности в его познавательной сферы. Мышлению человека характерен активный поиск связи и отношений между разными событиями, именно направление, на выделение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и несущественных деталей отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущений.

Таким образом, человек устанавливает невидимые отношения вещей, т.е. мыслит по-разному, с помощью разных средств, разных способов. В первом случае, это будет практическое мышление, наглядно-действенное, поскольку здесь человек для выяснения отношений действует с предметами. Во втором случае, мышление будет наглядно-образным, поскольку здесь для выяснения отношений оперирует лишь в мыслительном плане, с образами предметов, если предмет в заданный момент здесь присутствует или с его представлениями, если предмет отсутствует. В третьем случае мышление будет словесно-логическое, поскольку здесь для выяснений человек использует слова (а не сами предметы или их образы), которые лишь обозначают предметы, строят из этих слов суждения, которые связаны по правилам логики, от общих суждений к частному.

Итак, мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим.

Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что ух увлекает.

Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения: улучшения наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредственной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж.Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящиеся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов - свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Н.Н. Подьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста нормирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Это этапы следующие:

  • 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
  • 2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи руками и глазами; хотя в результате выполненного практического действия.
  • 3. Задача решается в образном плане через манипуляцию (манипулирование) представлениями объектов. Здесь. Вероятно осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечных (теоретических) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
  • 4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного ряда задач.
  • 5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
  • 6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который сделал Н.Н. Подьяков из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более сложными, совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включиться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление. Как же идей этот специфический процесс?

Трех-четырех летний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя словесную структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение, ребенок пользуется ими как ярлыками заменяющими действие или предмет. Ж.Пиаже называл эту стадию речемыслительного развития детей, ограничив ее 2 - 7 годами, дооперациональной по той причине что здесь ребенок еще фактически не знает и грамматически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной норме.