Как развить у ребенка правильную и грамотную речь. Как развивать речь ребенка с рождения

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

В статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам. Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет.

Что влияет на развитие речи

Развитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее ребенок хочет говорить.

Активизируя мелкую моторику рук, родители способствуют активному развитию речи, ведь на ладошках находятся речевые центры. Стимулируя кожу, мы подаем сигнал в головной мозг и активизируем клетки, отвечающие за развитие речи. Именно так, массируя пальчики и ладошки малыша, мы способствуем формированию речи и мышления ребенка.

Умение говорить у детей, можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг

Развитие речи ребенка по месяцам до года

Возраст, мес Речевое развитие до года по месяцам
1 месяц Малыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяца У крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяца Начало «агуканья». Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные «г», «к», «н». При общении малыш смотрит на «собеседника»
4 месяца Первый смех
5 месяцев Малыш пробует произносить звуки «на распев», возникает интонация в голосе
6 месяцев В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним «диалог»
7 месяцев Грудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцев Первый лепет и первые неосознанные слова — малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как «ма-ма-…», «ба-ба-…», «бу-бу-…»
9 месяцев Активный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцев Появление первых осознанных слов — «мама», «папа», «баба», «на»…
11 месяцев Расширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки — с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек — свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцев В год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами «диалог». В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова

Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог — наивно ждать от него раннего речевого развития.

Этапы развития речи

Рассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года

Вашему малышу больше 10 месяцев?

Да! Нет

Период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить.

Продолжается крик примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период? Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь, должны создать нужные условия для формирования слуха и зрения: надо, чтобы звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы как можно чаще окружали ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в ладошку малыша небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте! Чаще произносите звуки, доступные для повторения малышом.

Гуление ребенка

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр. Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться. Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Рассмотрим как должна развиваться речь вашего ребенка от рождения до 2 лет. С чего начинается развитие речи у ребёнка.

Показатели речевого развития ребёнка

Первый этап (с момента рождения ребёнка до одного года) — подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.

Для формирования и развития речи необходимы три составляющие:

Эмоциональное общение с малышом для развития подражания;

Сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предметов);

Двигательная активность (тренировка общей и мелкой моторики).

Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. В 2—4 месяца младенец начинает произносить короткие звуки — появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих от рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребёнка врождённой способности к освоению речи.

С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. Многократное повторение определённого движения ведёт к закреплению конкретного двигательного навыка.

В возрасте 7—9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.

Необходимо отметить, что при наличии серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, при аутизме, нейросенсорной тугоухости и др.).

В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5—7 до 9—12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м, п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», берёт игрушечную кошечку, подносит её к миске и произносит: «Ням-ням» и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50 слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей, спи, мой, беги и т. д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения (дай, пить...), несколько позже — двухсловную фразу (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия, вовлекайте малыша в разговор: «Я несу куклу, мою куклу, даю куклу. Что ты делаешь? Куклу несёшь? Скажи: „Несу куклу"»; «Я ем, я играю, я пою... А что ты делаешь? Скажи...» ит. п.).

В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. К этому возрасту они усваивают звуки н, т, дь, тъ, нь, ль, сь, хь, ць, й. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своём языке (автономная речь), но при условии, что они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Ничего страшного, если ребёнок пропускает в словах отдельные слоги (до свидания — до данья), вставляет лишние звуки (стаканчик — таньканчик), а при стечении согласных опускает один звук (стол — тол). Даже если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию.

Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то — позже, но к 3 годам словарный запас ребёнка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями из 3—4 слов, его речь понятна не только близким, но и чужим людям. Он может произносить звуки ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих более чем из 3 слогов. Малыш понимает и выполняет простые словесные инструкции, способен запоминать простые стихотворения.

Развитие речи – это комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами речи (устной и письменной). С развитием речи напрямую связано последующее развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Этапы развития речи у ребенка

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов:

  1. Период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка);
  2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни);
  3. Период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет);
  4. Период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам.

Нормативные показатели речевого развития

2-5 месяцев

– гуление, которое возникает как реакция на эмоциональное общение со взрослым;

– произношение нараспев звукосочетаний ("а-а-а", "агу" и др.);

– первый смех и первая улыбка на появление взрослого (комплекс оживления);

5-6 месяц

– лепет, произносит слоги и цепочки слогов сначала без интонации, затем с разными интонациями;

10-12 месяц

– учится понимать и произносить слова "да", "нет", сопровождая их жестами;

К 1 году

– в словаре появляется около 15 слов ("мама", "папа", "баба", "дай", "на", "пить", "би-би", "ав-ав" и т. д.);

К 1,5-2 годам

– в речи появляются простые предложения, состоящие из двух-трёх слов ("мама, дай пить", "мишка, сиди там" и т. д.);

– отмечается появление в активной речи первых прилагательных ("хороший", "большой", "красный" и т. д.);

3 года

– накопление лексических средств языка, связанный с развитием представлений об окружающей действительности;

– учится наблюдать, сравнивать предметы (чайник и лейка);

– устанавливает смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть (собака и хвост), животное и его детеныша, предмет и лицо, которое принадлежит ему (мамина сумка);

– накопление лексикона (причём происходит группировка первоначальных сходных случаев, которые потом будут служить базой для формирования словообразовательных моделей – розочка и вазочка, убежал и улетел);

– осваивает изменение форм глаголов и сущ. в ед. числе, необходимых для передачи логико-смысловых отношений (объектных, атрибутивных, обстоятельственных);

– усваиваются простые синтаксические конструкции, позволяющие выразить актуальные ситуации (кошка спит, сестра ест кашу);

– формирование словоизменительных навыков начинается с отработки базовых грам. категорий: категории рода и одушевлённости/неодушевлённости;

– звукопроизношение: у, а, о, и, ы-к, г, х-п, б, м-ф, в-т, д-с, з;

– характерным для возраста является смягчение звуков: д", т", с", ц". Это происходит вследствие несовершенства артикуляционной моторики и трудностей различения фонем; становление правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития фонематического слуха (процесс складывается к двум годам, но формируется на протяжении всего периода дошкольного детства); коррекция звукопроизношения предполагает только работу над звуками раннего онтогенеза;

4 года

– пополнение словарного запаса;

– устанавливает более сложные связи между лексическими единицами;

– может установить более сложные связи, например, между членами семьи (бабушка и внучка) или курица-петух-цыплёнок;

– арсенал языковых средств пополняется словами с суффиксами (-онок,-енок,-ниц,-ник,) и приставками (-пра,-пере,-за,-вы,-от);

– начинают применять модели неправильно, подбирая по аналогии (куренок, скрипист);

– усвоение падежной системы языка и системы глагольных окончаний;

Развивается фонематический слух, ребёнок способен к более тонкой дифференциации звуков;

– развивается артикуляционная моторика;

– формируются навыки фонологического анализа (понятие о количестве и последовательности звуков);

– включаются оппозиционные звуки: переднеязычные-заднеязычные, губные-губно-зубные, твёрдые-мягкие);

5 лет

– пополнение словарного запаса за счёт лексических единиц тематических групп (туфли, босоножки);

– освоение антонимов, синонимов, паронимии, сочетаемости слов (накладывать сок);

– вводится расширенная номинация предметов (воздушный транспорт, полевые цветы);

– ребёнок знакомится с различными словообразовательными моделями (сущ. с суф.-ист, -ач, -чик, -ник, - щик, -чик, -ниц, -ник; прилаг.: -ов, -н-; глаг. с приставками за-, вы-, пере-, от-; при-);

– постепенное овладение системой форм глаголов продуктивных классов (щекотать-щекочу, мыть-мою);

– овладение множественным числом сущ.;

– усваивает предложно-падежные конструкции (р. пад., тв. пад.);

– фонематический слух достигает совершенства;

– ребёнок способен произносить двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова, состоящих из открытых и закрытых слогов;

– способен определить звук в слове и определить его положение;

6 лет

– словарный запас активно пополняется за счёт "периферийных" слов, относящихся к малоупотребительной лексике;

– способны устанавливать более сложные связи между словами;

– способны установить связи между однокоренными словами (снег-снегокат), синонимии (старый-ветхий), омонимии (норка - животное и жилище);

– осваивает менее типичные словообразовательные модели, например притяжательные прилагательные (медведь-медвежий, песок-песчаный);

– ребёнок знакомится с образованием слов путём сложения (мышеловка);

– понимает сравнительные обороты и многозначность слов;

– осваивает падежную парадигму сущ. мужского рода, женского рода, среднего рода, во множественном числе (розами, роз; карандашами, карандашей);

– освоение конструкций, в которых полные прилагательные и порядковые числительные согласуются с сущ. в роде, числе, падеже (дом из красного кирпича, красному шару);

– трудности вызывают формы согласования притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (медвежий хвост);

– трудности словосочетания количественных числительных с сущ.(два мяча, пять баклажанов);

– способен усвоить производные предлоги из-за, из-под;

– устанавливают более сложные отношения: причинно-следственные.

3) Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.

3) Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, "ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!" А я ему говорю – "волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!" Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – "ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока." Все это волк говорит очень эмоционально.

5) Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке "Пластилиновые прятки": нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.

6) Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat) Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.

7) Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.

Слух

1) Делаем специальную коробочку для занятий на слух. Кладем туда бубенчики (продаются в логопедическом магазине), колокольчики (продаются в магазине для рыбаков), погремушку, игрушку, шум дождя и изображаем оркестр: под какую нибудь веселую песню "играем" этими инструментами. Испытываем их – как звенит колокольчик, если держать его за кончик, а как – если его зажать в ладони.

2) Берем 8 баночек из-под йогурта и насыпала в 2 из них манку, в 2 – фасоль, в 2
– чечевицу, еще в 2 – гречку. Каждый день достаем эту коробку и просим малыша искать пары среди баночек с крупами, сравнивать как что шуршит, а также угадывать – что внутри. Когда ребенок все запомнит, можно заменить содержимое баночек.

3) Еще одна игра с баночками: трясем банку с манкой и говорим на что это похоже, например на то, что мышка шуршит в углу, пи-пи- пи. Потом берем баночку, например, с фасолью, трясем ею медленно – на что это похоже? Может быть на то, что мишка по лесу идет, ветки ломает? Трясем громче – а это идет сердитый мишка. Нут-это целое стадо ежиков бежит на танцы.

Чем необычнее варианты интерпретации звуков, тем смешнее ребенку.


Это занятие на 10-15 в день.

Логоритмика

1) Я сажаю ребенка к себе на колени, беру его ладошку начинаю рассказывать ритмичный стих и его ладошкой в такт хлопать по своей. Любой стих, например "Робин Бобин кое-как подкрепился натощак" или "Ехал грека через реку", можно считалки – "Катился апельсин по городу Берлин", "Шла кукушка мимо леса" и т.д.- все что имеет бодрый ритм.

2) Чувство ритма развивают игры типа "Лошадки" (когда ребенок сидит сверху на маме, а мама изображает лошадку, которая скачет) и "По кочкам, по кочкам..."

3) Сидели два медведя
На маленьком суку
Один читал газету, (разводите руки ребенка широко, имитируя чтение широкополосной газеты)
Другой молол муку (кулачками ребенка друг об друга стучите)
Раз Ку-Ку, два Ку-Ку (тоже кулачками в ритм один по другому стучим)
Оба рухнули в муку (резко опускаете руки ребенка на колени, как будто упали)
Хвост в муке (щекочите попу)
Нос в муке (гладите носик его же рукой)
А ухо в кислом молоке (трогаете ушко малыша тоже его рукой).

4) Вот занятие из "Семейной мягкой школы"
Напеваем песенку и в такт трясем на коленках "Вот как едут офицеры гоп-гоп, гоп-гоп (поднимаете колени медленно, четко и высоко)
Вот как едут кавалеры
цок-цок- цок-цок- цок (поднимаете в более быстром темпе, имитируя бег пони)
А как едут стары бабки (из стороны в сторону раскачивает ребенка)
В ямку бух (роняете между колен)
Раздавили сорок мух (щекочите и обнимаете).

5) Наша любимая игра на ритм – я включала классные песни, ребенка сажала на колени. Мы слушали песни и я хлопала его ладошами и своими ногами подпрыгивала малыша. Слушали мы в основном песни Детской площадки номер один, Ирины Богушевской, на стихи Андрея Усачева. Они забавные, остроумные, не банальные, веселые.

Артикуляция

Беру леденец на палочке петушок, который в обычное время ребенку не доступен. Петушок говорит – Давай поиграем? Давай ты будешь догонять меня язычком и щекотать? Я прикладывала в левой щеке петушок, а сын тянулся языком до него, чтобы лизнуть. Ему сладко, а петушку смешно, щекотно. Потом к левой щеке. Дальше петушок сидит на подбородке – язык тянется вниз, над верхней губой –язык вверх. Потом петушок уходит вперед и язык тоже надо тянуть вперед. Потом я просила сына облизнуть сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Потом сделать круговое облизывающее губы движение языком в одну и другую сторону. Все по 2 раза. Занимает 5-7 минут примерно, хорошо тренирует мышцы языка. Петушок благодарит за игру, говорит, что ему очень понравилось и просится прийти завтра. На 5 минут даю петушка ребенку, чтобы просто полизал.

Дыхание

1) учим задувать свечки;

2) пробуем сдувать перья со стола;

3) дуем друг на друга в развлекательных целях.


Книги о развитии речи у детей

1) Винарская Е. Н. "Раннее ребенка и проблемы дефектологии";
2) Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. "Ступени общения: от года до семи лет";
3) Гербова В. В., Максакова А. И. "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)";
4) Дарр Регина "Первые три года жизни";
5) Касьянов В. М. "Развитие ребенка и среда" (Формирование речевой функции.
Детская нервность);
6) Кольцова М. "Ребенок учится говорить";
7) Левина Р. Е. "Воспитание правильной речи у детей";
8) Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. "Речь дошкольника и ее исправление";
9) Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях";
10) "Развитие речи младших школьников" под редакцией Львова М. Р.;
11) Розенгарт-Пупко Г. Л. "Формирование речи у детей раннего возраста";
12) Синяк В. А. "Логопедия";
13) Пиаже Ж. "Речь и мышление ребёнка".

Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, «маловразумительные звуки» – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение.
Обучение ребенка речи складывается главным образом из того, как вы говорите с ребенком и каким образом объясняете ему при помощи слов различные действия и проявления. Ребенок знакомится с вещами, которые вы ему называете. И если вы хотите развивать его речь, то вы и ваше окружение должны вербализировать, т.е. воплотить в слова, объяснить словами различные действия, которые он совершает.

От 0 до 1 месяца
Слух и зрение новорожденных работают с первых дней жизни. Если вы что-то с грохотом уроните, то ребенок сморщится и заплачет. Предлагайте малышу интересные предметы для разглядывания, и примерно на десятый день жизни он будет следить взглядом за передвигающейся игрушкой. Над кроваткой укрепите что-нибудь звучащее, если малыш случайно заденет игрушку ручкой, то звук привлечет его внимание. Оставляйте ручки ребенка свободными, ведь для развития очень важно изучать свои ручки, смотреть как они двигаются.

Помните, что все знания об окружающем мире ребенок получает наблюдая и общаясь с вами. Не оставляйте его надолго одного и не будьте молчаливой мамой. Обязательно обнимайте своего малыша, погладьте спинку, животик, ручки, ножки, дайте почувствовать ему свою любовь.

От 1 до 2 месяцев
Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать ребенка своей речью. Для него в этом возрасте важны не столько слова, сколько интонация, выражение лица и жесты. Ваш малыш быстро сообразит, что внимание можно привлечь криком. А вы по крику определив, что беспокоит ребенка, проговаривайте то, что вы делаете: "Ты голодный, вот мы сейчас будем кушать","Ты мокрый, сейчас мы поменяем тебе подгузник" и т.п.

От 2 до 3 месяцев
Теперь игрушки, попавшие в поле зрения ребенка, он рассматривает внимательно. Старайтесь улавливать, на что упал взгляд ребенка и называйте ему этот предмет. Давайте малышу как можно больше возможностей слышать вашу речь и пытаться ее повторить. Воркуйте, разговаривайте, повторяйте звуки, произнесенные маленьким человечком, и обязательно улыбайтесь при этом. Услышав, как ребенок загукал, ответьте ему, дайте понять, что слышите, понимаете, что вам нравятся произносимые ребенком звуки. Возьмите погремушку и гремя ею, передвигайте так, чтобы ребенок ее видел. Он будет следить за ней взглядом, а когда вы дадите ее ему в руки, крепко схватится за нее и попробует потрясти.

От 3 до 4 месяцев
Теперь ребенок смотрит на вас совершенно осмысленно (до трех - четырех месяцев зрение новорожденных считается слаборазвитым). Вы улыбаетесь ему, а он улыбается вам в ответ, он даже уже умеет громко и весело смеяться. Когда вы выкладываете малыша на животик, он хорошо и долго удерживает головку, а значит обзор тоже увеличивается. Выкладывайте перед ним различные предметы, давая возможность внимательно их рассмотреть, при этом не забывайте ребенку все объяснять. Называйте и проговаривайте все, что делает ребенок и все, что делаете вы. В этом возрасте малыш становится очень активным, сам переворачивается, внимательно смотрит за движущимися игрушками и хорошо ориентируется на голос. Разговаривая с ним отдаляйте и приближайте свое лицо, отклоняйтесь в сторону, отойдите, что бы он вас не видел, а только слышал.

Играя с ребенком, используйте не более двух игрушек одновременно. Прежде всего пусть малыш увидит игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, спрячьте, пусть ребенок попытается отыскать ее по звуку. Можно повесить над кроваткой игрушки, удобные для захватывания, они должны быть яркими, простыми и безопасными.

В три месяца пора начинать играть в "Козу рогатую" :
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Забодаю, забодаю, забодаю.
Ребенок будет весело хохотать при приближении грозной рогатой козы из двух пальцев.

От 4 до 5 месяцев
В четыре месяца ребенок начинает гулить. Услышав гуление, обязательно отвечайте ему.

Теперь пришло время для простых упражнений для развития речи. Сидя напротив малыша высовывайте язык, надувайте щеки, облизывайте губы и пропевайте разные звуки, пусть он подражает вам. Когда ребенок зажмет в кулачке игрушку, попробуйте понарошку отобрать ее, приговаривая: "Вот как крепко ты держишь игрушку, молодец! А теперь дай мне" и т.д.
Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. На первых порах вы можете ему помочь, слегка пододвинув игрушку, поощряя при этом малыша самому дотянуться до нее. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам доставал интересный предмет. Ваш малыш будет пытаться засунуть все в рот, не препятствуйте этому, ведь это важный этап изучения предметов. Только следите, чтобы отсутствовали мелкие детали, которые можно проглотить, и все предметы были чистыми.

Больше и чаще разговаривайте с ребенком, проговаривая все, что вы и малыш делаете. При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите.

От 5 до 6 месяцев
Теперь ваш малыш может с удовольствием слушать мелодичную музыку. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, звучит то справа, то слева. Пятимесячному малышу очень интересны музыкальные игрушки. Он их внимательно ощупывает, трясет и с интересом разглядывает, поднося к лицу. Предложите ему звучащие игрушки разной степени громкости. Незаметно отодвигайте интересующую малыша игрушку, стимулируя ребенка подползти за ней.
Не забывайте обсуждать с малышом все, что происходит вокруг. Ребенок еще не понимает слова, но тон, которым они произносятся улавливает превосходно. Поэтому разговаривайте с ним ласково и спокойно, почаще улыбайтесь ему.
Также теперь самое время начинать играть в прятки. Вы закрываете ладонями лицо и спрашиваете у ребенка: "Где я?", и открывая лицо со словами "Ку-ку"(или "А вот я!") широко при этом улыбаясь. Можно разнообразить игру, прячась за разные предметы мебели, и появляясь оттуда, говорить "А вот я где".

От 6 до 7 месяцев
В шесть месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, услышав это, повторите за ним и договорите слово, например "ма-ма, ба-ба". Больше разговаривайте с малышом, пусть он как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ и языка, и у ребенка формируется навык отвечать на ваши слова.
Полугодовалый ребенок уже хорошо играет с игрушками, а когда игрушка падает, он начинает искать ее, тянуться за ней. Помогайте малышу при этом проговаривая: "А где наша собачка? Упала собачка, сейчас мы ее поднимем. Вот собачка, возьми собачку." Сейчас ребенка привлекают игрушки, где что-то меняется, двигается или вынимается.
Оставляйте малыша на некоторое время одного, пусть попробует занять себя сам. Это научит его сосредотачиваться и начнет приучать к самостоятельности.

От 7 до 8 месяцев
Ваш ребенок стал активнее, он уже не роняет игрушки, а старается бросать. Зачем размахивать погремушкой, лучше стучать ею изо всех сил обо что-нибудь. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, используйте одно-двухсложные слова, ведь малыш уже может повторить некоторые из них. Показывая ребенку игрушку, называйте ее: "Где у нас собачка? Вот собачка. Как собачка лает? Ав-ав" Затем отложите игрушку в сторону и спросите у него, где собачка, он повернет голову в ту сторону, куда вы положили игрушку. Озвучивайте для него различных животных, как игрушечных, так и настоящих.
Дайте ребенку крышки от кастрюль, пустые коробочки, баночки, продемонстрируйте ему звуки, возникающие при постукивании ими друг об друга. Только не забывайте о безопасности малыша, не давайте ему бьющиеся предметы и те которые можно проглотить.
В этом возрасте можно пробовать играть в ладушки.

От 8 до 9 месяцев
Если вы попросите своего восьмимесячного малыша сесть, встать, дать ручку, он выполнит все это с удовольствием. Поэтому просите его повторять за вами самые разные движения. Продолжайте играть в спрятавшуюся игрушку, накройте игрушечного зайца пеленкой и поинтересуйтесь, где он. Малыш тут же сорвет пеленку с игрушки, а вы обязательно похвалите его за это.
Теперь вам понадобится мягкая игрушка, например, собака. Рассматривая вместе с ребенком игрушку, произносите: "Это собака. Вот у собачки ушки. Где у собачки ушки? А вот глазки. Где у собачки глазки?" Затем вы можете показать как собака ходит, лает, рычит, ест.
Для развития дыхания используйте вертушки, дудочки, кусочки бумаги, которые надо сдуть.
Даже хорошо известные малышу предметы называйте, объясняйте в разных ситуациях, это поможет ему быстрее и легче запомнить и использовать эти слова.

От 9 до 10 месяцев
Девятимесячному малышу уже можно предложить вкладывать матрешки друг в друга, нанизывать колечки небольшой пирамидки. Попробуйте попросить у него "Дай кубик"- и он протянет вам его. "Брось!"- говорите ему, и он швырнет кубик.
Постоянно разговаривайте с малышом, объясняйте ему все, но не перегружайте сложной информацией. Разговаривая с ребенком поощряйте повторение им разных звуков, слогов, слов. Играя с куклой показываем пальчиком ее глазки и называем, потом свои, потом глазки у ребенка. Далее продолжаем искать глазки у мишки, кошки, бабушки, папы. Таким образом изучаем все части лица. Поставьте перед малышом зеркало, пусть он рассмотрит себя, потрогает носик, глазки и ушки, глядя на себя в зеркало. Обязательно объясняйте все ребенку: "А кто это у нас в зеркале? А это Саша. Вот у Саши глазки, а вот у Саши ушки" и т.д.
Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками, возможно это придется по душе вашему непоседе.

От 10 до 11 месяцев
Малыш может в этом возрасте начать произносить слова. Не переживайте если этого не происходит, ведь все дети разные, и ваш малыш может произнести свое первое слово и в 11 и в 12 месяцев. Это тоже нормально. Ваш ребенок уже многое понимает и пришло время вводить слово "нельзя", но только в отношении того что действительно НЕЛЬЗЯ.
Теперь ваш малыш охотно вступает в контакт с вами. Он делает вид, что прячется, играя в "ку-ку",понарошку боится "козы рогатой". Умеет открывать коробки, катать машинки, собирает небольшую пирамидку. Вы по прежнему обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется. Попробуйте так же такую игру, вы разбрасываете несколько разных игрушек, а ребенку предложите собрать их в коробку.

Пора начинать играть в "Сороку-белобоку" и другие пальчиковые игры - это очень хорошо развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. :
Сорока-белобока,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Он дров не пилил,
Воду не носил,
Кашу не варил.

При декламировании стишка загибаем поочередно все пальчики малыша, начиная с мизинца, кроме большого.

Подошло так же время рисования карандашами. Дайте ребенку карандаш, лист бумаги и пусть рисует каракули в свое удовольствие. Вместо карандашей можно использовать восковые мелки.

От 11 до 12 месяцев
Ваш малыш продолжает знакомство с окружающим миром. Все взрослые в доме должны пользоваться любой возможностью поговорить с малышом, чему-то его научить.
Играйте с ребенком в "волшебный мешочек". Для этого соберите в небольшой мешочек (можно использовать маленькую наволочку) несколько игрушек-зверюшек. Покажите из мешка голову собачки и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, спросите как лает собачка, что ест, где живет, как ходит и т.д. Если ребенок не знает этого, то отвечайте сами, а он пусть слушает.
Начинайте играть в сюжетные игры: куклу укладываем в кроватку, машинку загоняем в гараж, кормим мишку кашей. Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, но делайте это не строгим тоном, а очень доброжелательно. Сядьте вместе с малышом на диван, возьмите книжку и вместе рассматривайте картинки, называя их, при этом пусть он сам переворачивает страницы.
Не забывайте про музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, но всегда ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.

Больше общайтесь с ребенком, на прогулке называйте всё, что видите вокруг, действия людей и действия с предметами. Если малыш ходит в детский сад или проводит выходные вне дома, обсуждайте, как прошел его день, Ваш день, какие планы у Вас на завтра. Кроме того, можно использовать специальные упражнения и игры.

Для детей до 2-х лет:
«Повтори за мной». Начните выполнять действия с какой-нибудь игрушкой, например, с мишкой. Проговаривайте действия: «Смотри, я кормлю мишку. Вот так. Теперь ты покорми мишку… Что ты делаешь?» - «Кормлю мишку» и т.д.
«Поиграй на дудочке». Купите малышу дудочку (или свисток), пусть он научится дуть в неё, это будет способствовать развитию силы выдоха. Для формирования продолжительного выдоха можно использовать мыльные пузыри.

Для детей до 3-х лет:
«Выбери из двух». Подберите картинки с изображением предметов, названия которых отличались одним звуком, например, «мышка-мишка», «дом-дым», «нос-нож», попросите ребенка показать, где один предмет, а где другой.
Совместный пересказ знакомых сказок с повторяющимся сюжетом: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и пр.

В любом возрасте не стоит игнорировать упражнения для формирования артикуляционных умений, направленные на совершенствование работы мышц языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Основные стадии развития речи ребенка.

Первая стадия – крик
После рождения малыш иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему «собеседнику» включиться в свой первый диалог. Примерно к третьему месяцу меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные «восклицания».

Вторая стадия – гуление
Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш может гулить и оставшись один в комнате, но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые «выступления». Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. И попытается подражать и вам. Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

Третья стадия – лепет
По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги «ба», «ма», «та» и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.
Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

Стадия четвертая – первые слова
На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не «Положим эту штуковину вон туда», а «Положим куклу в кроватку»). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор). Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться.

Первые слова будут звукоподражательными: «бах», «бум», «гав-гав», «бибика». Не бойтесь этих младенческих, «ляльских» (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»).

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье про гусей:
Взрослый: Гуси-гуси!
Ребенок: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да!
Взрослый: Хлеба с маслом?
Ребенок:Нет-нет-нет.
Взрослый: А чего же вам?
Ребенок: Конфет!
Взрослый: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите. Полетели-полетели (ребенок машет руками), на головку сели.

Слова и жесты
Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами. Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. При этом старайтесь почаще употреблять слова «дай», «принеси», «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы.

Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их. Жесты могут нести и эмоциональную окраску. Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение. Например, так:
Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и «играет» на ней),
Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли («пляшет», вертит поднятыми ручками).
А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:
Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:
Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок «танцует»).
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и «Игрушки» Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Стоит ли еще раз напоминать, что знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и «говорящие жесты», и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи. Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Важно отметить, что когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности. Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:
Крик , который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
Гуление . Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
Появление основных социальных жестов , например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
Понимание и выполнение простых просьб , появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Cпециальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой .
Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

Параллельный разговор .
Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация , или искусственное непонимание ребенка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение .
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры .
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее - крест-накрест: с правой рукой - левое полушарие, а с левой - правое. Немаловажно удовлетворить потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор .
Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом .
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки - те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности .
На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, - жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал - и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, - вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Замещение .
«Представь, что...» - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра .
Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию - это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры . Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать - пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии - так рождается творец!

По материалам:
www.r-rech.ru
МедЭнциклопедия - MedPortal.ru
Инесса Смык, Дарья Голубева

В этой статье:

Развитие речи у детей является важнейшим показателем того, что физическое и психическое состояние соответствует возрастной норме. Существует многочисленные методы улучшения речевых способностей, но главное условие благополучного развития крохи - родительское общение с ним с первых дней жизни.

Важно знать основные вехи становления речи у малыша и контролировать их своевременность.

Почему развитие речи так важно?

Речь - высшая корковая функция, форма общения людей с помощью звуков и знаков.

Речь формируется параллельно с мышлением, нарушение ее становления сказывается на общем развитии человека, в том числе, на следующих моментах:

  • познавательные способности;
  • психическое развитие;
  • особенности поведения и характера;
  • успешность коммуникаций.

С развитием моторной и сенсорной речи тесно связаны формирующиеся функции письма и чтения.

От чего зависит развитие речи

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены следующими факторами:

  • патология беременности и родов;
  • родовая травма с повреждением головного мозга;
  • аномалии строения ротовой полости, дыхательной системы, органов слуха;
  • отставание в психофизическом развитии;
  • хронический стресс из-за плохих взаимоотношений в семье;
  • частые заболевания;
  • многоязычная социальная среда;
  • отсутствие в семье полноценного речевого общения с малышом.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от социальной адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное общение со сверстниками, интерес к чтению книжек способствуют нормальному развитию малыша.

Главным условием адекватного речевого развития является ежедневное языковое общение родителей с ребенком любого возраста.

Стадии развития речи

Речевое развитие ребенка проходит несколько важных периодов.

Первый период - подготовительный

Длится с момента рождения до достижения малышом возраста одного года. Именно в это время начинается формирование словесной речи.

Первые звуки лишены функции речи. Хныканье кроха издает уже сразу после рождения. Является типичным крик грудничка в ответ на негативные внешние раздражители и внутренний дискомфорт. Звуки окружающего мира и собственный плач важны для грудничков, так как при этом развивается слуховая зона коры головного мозга.

Развитие речи у новорожденных с двух до трех месяцев имеет следующие особенности:

  • младенец произносит гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы);
  • появляются сочетания гласных и согласных звуков (бу-у, ге-е).

Все звуковые сочетания произносятся только на выдохе. Для детей это является тренировкой дыхательного аппарата.

С трех до пяти месяцев начинается активное речевое развитие младенца. Услышав голос, он ищет глазами говорящего, поворачивая голову в сторону звука. Часто дети бессознательно подражают интонации и ритмике, обращенной к ним речи взрослых.

Этап лепета начинается в возрасте пяти месяцев. Речь ребенка в это время содержит гласные и согласные звуки, соединенные в короткие слоговые цепочки (ма-ма, ба-ба). В семь-девять месяцев количество произносимых слогов увеличивается.

Ребенок в 10 месяцев лучше понимает обращенную речь. Что должен говорить ребенок в 10 месяцев? Если развитие младенца протекает нормально, он откликается на имя, имитирует звуки, которые слышит от взрослых.

Сколько слов говорит ребенок в 1 год? При нормальном развитии малыш произносит от пяти до десяти слов. Для детей 1 года жизни характерно удвоение слогов с ударением на первом (ма-ма, ду-ду). При попытках произнести разнослоговые слова ребенок в 1 год пропускает или меняет некоторые звуки. Это объясняется несовершенством артикуляционного аппарата и слуховых реакций у годовалого малыша. Детьми в этом возрасте легко выполняются простые инструкции (иди ко мне), используются жесты и звуки для привлечения внимания взрослых.

Второй период - первоначальное овладение языком

Длится до достижения трехлетнего возраста. Особенности периода:

  • слова всегда связаны с определенными действиями, предметами;
  • при произношении слова ребенок пропускает звуки или слоги, меняет их местами;
  • одним словом называет разные вещи;
  • предложение включает в себя одно слово, чаще существительное;
  • нет абстрактных понятий;
  • знает и показывает разные части тела на себе и куклах.

Эти особенности относятся к первой части второго периода, когда ребенок использует слова-предложения.

Ближе к трем годам предложения, произносимые детками, состоят уже из двух-трех слов, которые используются в разных падежах, числах, в речи появляются наречия и местоимения, предлоги и союзы. Количество произносимых слов достигает 200-300. Малыши называют домашние предметы, узнают различных животных на картинках и при просмотре телевизионных передач.

Развитие речи ребенка в 3 года предполагает постепенное овладение произношением свистящих и шипящих звуков, букв «р» и «л», появляются попытки сказать о том, что не связано с текущим моментом.

Третий период - совершенствование речевой практики

Длится с трехлетнего возраста до поступления малыша в первый класс. Здесь речь развивается в процессе речевого общения, а не в связи с конкретной ситуацией, эмоцией, действием, и способствует развитию интеллекта малыша.

У детей дошкольного возраста речевое развитие включает умение произносить длинные фразы. Постепенно увеличивается количество используемых слов и совершенствуется грамматика. Характерно преобладание пассивного словаря над активным, то есть знает больше слов, чем может произнести и не всегда правильно понимает их значение. Речевое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от семьи, окружающих взрослых.

Четвертый период - овладение письменной речью

Происходит дальнейшее расширение словарного запаса и углубление языковых знаний. До школы малыши овладевают речью в процессе практики, вступая в диалоги со взрослыми. Поступив в школу, они начинают изучать язык, речь становится более осознанной. Развивается письменная речь, способствующая развитию устной.

Как развивается речь в домашних условиях

Развитие речевой деятельности ребенка происходит постепенно и только в процессе общения. Специалисты подскажут, какие простые методы помогут улучшить речевые навыки в разных возрастных группах.

С рождения до года

Развитие речи ребенка до года должно контролироваться родителями, наблюдающим педиатром и детским неврологом.

У младенца развитие речи определяется окружающей средой, информацией, которую он воспринимает на слух: погремушки, звуки музыки, природы, голоса родных людей. Важно, чтобы мама словесно комментировала все свои действия - кормление, пеленание. Родители должны показывать и называть имена близких людей, игрушки и предметы.

Развитие речи грудничка будет проходить быстрее при ласковом обращении, свободном пеленании, проведении легкого массажа и гимнастики. Развитие речи можно стимулировать, называя новые продукты, вводимые в рацион: творожок, кашка, сок. Параллельно мама должна рассказывать, что молочко дает коровка, говорящая «МУ» и поедающая зеленую травку. Это расширяет познания малыша об окружающем мире.

Как научить ребенка говорить в 9 месяцев? Нужно стимулировать желание малыша произнести что-либо. На десятом месяце будут полезны такие игры, как «сорока», «ладушки», «в прятки».

С года до двух лет

Как научить ребенка говорить в 1 год? Речевое развитие ребенка в год будет проходить быстрее, если ежедневно читать ему интересные книжки с яркими картинками, вместе петь, повторять слова.

Что должен говорить ребенок в 1 год? В этом возрасте малыш знает названия многих окружающих предметов и частей тела, произносит отдельные слова-предложения. Развитие речи у ребенка в 1 год можно стимулировать частыми прогулками, посещением цирка, зоопарка. Обязательны подвижные игры и развитие мелкой моторики (массаж кистей, пальчиковые игры). Необходимо постепенно и тактично заменять упрощенные слова в лексиконе малыша на правильное обозначение предметов («гав-гав» на «собака»).

С двух до трех лет

Речевое развитие детей раннего возраста можно стимулировать, вырабатывая у них навыки самообслуживания: приучить мыть свою чашку, регулярно чистить зубки, самостоятельно застегивать пуговицы и молнии на одежде, зашнуровывать ботинки и кеды.

Малыша, говорящего короткими предложениями, нужно ласково поправлять, способствуя обогащению его речи новыми словами. Обязателен взаимный контакт между родителями и ребенком: на любой вопрос малыша нужно обязательно ответить и всегда выслушать его ответ на заданный вопрос.

В дошкольном возрасте

Логопед советует научить малыша последовательно выполнять инструкции: сходи на кухню и позови бабушку. За правильно выполненное задание его обязательно нужно похвалить.

У детей дошкольного возраста развитие речи тесно связано с получением новой информации, а не только с собственным опытом. Поэтому методика развития речи детей дошкольного возраста включает следующие мероприятия:

  • активное общение с ребенком;
  • чтение сказок, детских книжек и их обсуждение;
  • приучить рассказывать о своих впечатлениях, событиях прошедшего дня.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит путем не только воспроизведения уже известных слов, но и быстрого усвоения и повторения того, что они слышат от взрослых. Поэтому нужно, чтобы окружающие говорили грамотно, четко, не допуская нецензурных слов.

В дошкольном возрасте речевое развитие детей по ФГОС подразумевает свободное владение языком, как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Что делать при нарушении развития?

Ребенок любой возрастной категории развивается своими темпами, это касается и формирования речи.

Если ребенок не заговорил к двум-трем годам, необходимо пройти полное обследование у педиатра и узких специалистов. Затем малыш должен быть осмотрен логопедом и дефектологом. Если у детей диагностировано нарушение речевого развития, специалист подберет оптимальную методику формирования речевых навыков.

Занятия по развитию языка нужно проводить с первых дней жизни. Стихи для грудничков для развития речи должны быть короткие и ритмичные. Маме нужно декламировать их с ласковой интонацией, поглаживая ребеночка, сопровождая стихами купание, кормление.

Как развивать речь ребенка в 1 год? Занятия по развитию речи у детей 1 года включают несколько простых приемов:

  • побуждать повторять слова, произнесенные мамой;
  • просить договорить выученный стишок;
  • называть увиденные предметы, игрушки;
  • вместе с мамой перебирать мелкие предметы (горох, крупа).

Занятия с ребенком для развития речи должны сопровождаться зрительным контактом с ним, говорить с маленьким человечком следует всегда ясно и четко, не упрощая слова. Упражнения для развития речи у детей включают различные техники для развития подвижности языка и улучшения артикуляции. Любые развивающие методики эффективны только при их регулярном выполнении.

Методы развития речи детей дошкольного возраста направлены на усложнение фраз, формирование правильного произношения и появления абстрактных понятий. Эффективно развитие речи детей через театрализованную деятельность: разыгрывание сценок с игрушками, чтение стихов и басен с выражением, монологов. Нужно поощрять театральную «практику» малыша, так как это способствует развитию эмоциональности речи, учит сопереживанию.

Методика развития речи детей дошкольного возраста подразумевает не только увеличение словарного запаса, но и улучшение дикции. Поэтому широко применяются скороговорки для развития речи для детей. Прекрасные средства развития речи детей дошкольного возраста - лепка, конструирование, рисование, составление аппликаций и гербариев. В процессе обучения ребенка каким-либо навыкам, нельзя ругать его за ошибки, неточности.

Раннее речевое развитие ребенка более вероятно, если родители хвалят малыша за любую попытку что-то сказать, приветствуют его желание общаться.

Диагностика речевого развития

Диагностика речевого развития детей различается в зависимости от возраста пациента. Применению логопедических методов диагностики развития речи должно предшествовать тщательное изучение особенностей состояния здоровья ребенка. Это важно, так как любые расстройства соматической, неврологической и психической сфер могут быть причиной речевых проблем.

У детей грудного и раннего возраста крайне важно выявить малейшее нарушение органов речи. Для этого логопед определяет подвижность языка и мягкого неба, наличие аномалий строения и пороков развития органов слуха и зрения. Также производится оценка голосовых реакций: эмоциональная окраска плача, лепета, ее изменчивость в зависимости от ситуации.

Все методы обследования имеют одну цель - выявить, умеет ли ребенок пользоваться речью. Для этого логопед должен сделать следующее:

  • установить контакт с маленьким пациентом;
  • попросить назвать предметы, изображения на рисунках;
  • сочинить короткий рассказ по предложенной картинке или рассказать о чем-то интересном.

Для анализа звукопроизношения врач-логопед предлагает маленькому пациенту повторить фразу, содержащую много звуков. Например, «Черный щенок сидел на цепи возле будки»; «Старая бабушка вязала шерстяные чулки».

Адекватное развитие речи детей раннего возраста предполагает выполнение следующих моментов:

  • показать на себе или на кукле предметы одежды, части тела;
  • ответить, что из одежды нужно надевать на ножки, что на голову;
  • выполнить то, что сказала мама (принеси чашку, дай ручку);
  • отличить большой предмет от маленького;
  • ориентироваться во временных и пространственных соотношениях (сегодня или вчера, справа или слева).

Логопед определяет развитие речи детей до трех лет, анализируя понимание ребенком обращенных к нему слов, правильность его ответов на заданные вопросы и выполнение данных малышу заданий. Для этого разработаны разнообразные методы логопедических и дефектологических обследований.

Признаки в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • не плачет, испытывая дискомфорт;
  • после трех месяцев отсутствует гуление;
  • в 5-7 месяцев не реагирует на музыку, интонации, голоса родных людей;
  • в 9 месяцев нет лепета;
  • в 12 месяцев не произносит ни одного слова и не понимает обращенной к нему речи;
  • в 2 года не может выполнить простейшие задания, не узнает близких людей;
  • в 3 года не может пересказать короткие сказки, прочитать стихи.

Правильное развитие речи детей младшего дошкольного возраста предполагает понимание сложных предложений и правильное выполнение многоступенчатых заданий. Ребенок начальных классов должен понимать метафоры, пословицы и уметь истолковать их смысл, написать названия предметов или короткий рассказик.

Речевое развитие ребенка является важным показателем его здоровья. Как любую функцию, речь можно тренировать и этим нужно заниматься ежедневно. Специалистами для разных возрастов разработаны многочисленные методы, способствующие овладению речевыми навыками. Выбрать подходящий способ поможет логопед после консультации педиатра и невролога. Нужно выполнять рекомендации врача и терпеливо заниматься с малышом. Тогда ребенок будет разговаривать и нормально развиваться, доставляя радость близким.

Полезное видео про игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет