Как понять, что подросток вами манипулирует. Подростки: определение

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с интересом их сына или дочери к алкогольным напиткам.

Взрослые часто не могут определить, в каком состоянии находится ребенок. Поведение подростка бывает странным, независимо от того пьян он или нет. Однако понимать, пьет ребенок или нет, очень важно, чтобы вовремя справиться с надвигающейся опасностью.

Признаки того, что ребенок употребляет алкоголь

Если подросток вернулся домой в состоянии алкогольного опьянения, это можно понять по следующим признакам:

  • плохая координация движений;
  • заплетающаяся походка;
  • неразборчивая речь;
  • вялость или, наоборот, чрезмерная активность.

Определить, пьет ли ребенок алкогольные напитки, можно и по другим признакам.

Запах

На употребление ребенком алкоголя указывает и запах перегара, который сложно скрыть даже с помощью специальных средств. Запах можно почувствовать не только непосредственно изо рта подростка, но и в той комнате, где он находится.

Ухудшился внешний вид подростка

Ребенок может начать неопрятно одеваться, забывать умываться, причесываться, принимать душ. При этом то, как он выглядит, его совсем не волнует.

Изменились отношения ребенка к друзьм и близким

Отношения с друзьями могут резко ухудшиться или улучшиться, если друзья имеют отношение к употреблению вашим ребенком алкоголя. У подростка может проявиться агрессивность, замкнутость, беспричинная злость, равнодушие к близким.

Снизилась успеваемость в школе

Пропал интерес к обучению, повысилась неуспеваемость в школе. Ребенок может начать пропускать уроки.

Алкотестер

Если по внешнему виду ребенка родители затрудняются определить, пьян он или нет, они могут отвести его в ближайшую лабораторную клинику для сдачи анализов. Чтобы определить алкоголь в организме, достаточно сдать мочу и кровь. Можно приобрести алкотестер, которым легко пользоваться в домашних условиях. Однако для точного результата, требуется несколько измерений этим прибором.

Как говорить с подростком об алкоголе?

Родители, которые заметили, что ребенок пришел домой пьяным, не должны надолго откладывать разговор с ним. Необходимо делать это на следующий день, когда подросток протрезвеет. Хорошо, если в разговоре будут участвовать и папа, и мама, предварительно согласовав свои действия.

Расскажите что вы почувствовали

Расскажите ребенку о своих эмоциях, которые вы испытали, когда увидели его пьяным: страхе, огорчении, возмущении, удивлении. Не осуждайте его, говорите только о собственных чувствах. Расскажите ребенку о ваших опасениях, связанных с алкоголем. Говорите не только о вреде спиртных напитков, но и об ухудшении успеваемости в учебе, неопрятном внешнем виде ребенка, его грубости с близкими родственниками и т.д.

Узнайте что и почему пил ребенок

Спросите ребенка о том, какие алкогольные напитки он употреблял, понравилось ли ему это, что он при этом чувствовал. Слушайте рассказ подростка, не перебивая его. Обратите внимание на то, что ему понравилось в алкоголе и почему.

Старайтесь построить беседу доверительно, в этом случае откровенность ребенка будет максимальной. Узнайте также, кто из друзей сына или дочери принимал участие вместе с ним в распитии спиртных напитков, кто был инициатором этого. Не настаивайте, если подросток не хочет отвечать на подобные вопросы.

Поговорите о нормах поведения

Поговорите с подростком о нормах поведения в обществе и семейных ценностях. Скажите, что в вашей семье не принято употреблять такие напитки. Прямо скажите ребенку, что вы не желаете, чтобы он употреблял алкоголь, однако это не должно звучать, как строгий запрет. В разговоре сохраняйте уважение к подростку.

Попросите ребенка прекратить употребление спиртных напитков. Скажите ему, что бросив пить сейчас, он избежит многих негативных последствий. Приведите яркие примеры из жизни знакомых.

Расскажите о вреде алкоголя

Подробно разъясните подростку, в чем состоит вред алкоголя. Делайте акцент на то, что для молодого организма спиртные напитки – это огромная нагрузка. Расскажите, что бывает некачественный алкоголь, объясните, как распознать его. Помните, что вы являетесь примером для своего ребенка. Не допускайте чрезмерного употребления спиртных напитков в своей семье. Не разрешайте ребенку пить алкоголь вместе с взрослыми.

«Люди обманывают наши ожидания, особенно если этим людям от тринадцати до восемнадцати лет» ©Джоди Пиколт

Период между детством и юностью не зря называют трудным кризисным для человека. Это период перестройки: подросток словно живет на стройплощадке, где сперва должен все расчистить, чтобы выстроить себя заново. Однако подростковый возраст – не болезнь, даже если приносит страдания. Просто в ребенке все меняется. В первую очередь, перестраивается его психика.

Чтобы понять подростка нужно знать некоторые особенности подросткового возраста

Подросток вновь определяет:
— образ (негативный или позитивный) самого себя;
— свою индивидуальность, то есть способность существовать, думать и принимать решения самостоятельно;
— свою движущую силу, которая побуждает его развиваться, строить планы, думать о своем будущем;
— свое отношение к людям, их правилам и социальным нормам, умение общаться с ними и дружить.

В отношениях родителей с подростком все чаще и чаще возникает непонимание или взаимное не понимание. Как же тогда родителям понять подростка, особенно когда подростки провоцируют своих родителей на конфликт?

Чтобы понять подростка в этом случае надо понять, что им руководит. Подростку необходимо получить ответ, реакцию, встретить сопротивление и понять, что на самом деле с ними творится. Можно сказать, что конфликт с нами, взрослыми, помогает подросткам взрослеть. Если быть честными, то подросткам не так уж необходимо родительское понимание.

Слишком навязчивое отношение или вторжение в его личное пространство скорее вызовет у него тревогу, опаску, возможно настороженность и замкнутость. Поймите, подросток взрослеет благодаря проявлениям самостоятельности во всем.

Постарайтесь запастись терпением, создать определенную комфортную для всех психологическую дистанцию. Не задавайте назойливых вопросов, но оставайтесь открытыми к разговору на любую тему. Если ребенок говорит с вами – о чем угодно, если стремится к дискуссии – пусть даже она превращается в спор, – значит, с ним все в порядке: между вами есть взаимопонимание, а это самое главное.

Как понять подростка? Чего ожидают подростки от родителей?

Понять подростка можно, если знаешь чего он от нас, родителей, ожидает. Так как они выстраивают свои межличностные отношения со сверстниками, то конечно они ждут здесь помощи и поддержки. Например, можно разрешить его друзьям приходить к вам в гости и т. п.

В общении с ребенком избегайте резких однозначных высказываний относительно будущей профессии подростка, его учебы, интимных отношений.Особенно если вы так стремитесь понять подростка. Категоричное «нет» вряд ли остановит ребенка от необдуманных поступков, скорее, станет катализатором и призывом к действию, которого вы так опасаетесь. Постарайтесь понять подростка. Ведь подростки ждут от вас честности.

Не бойтесь признаваться в своих ошибках и неидеальности. Это поможет выстроить доверительные отношения с ребенком. При этом вы не потеряете авторитет в его глазах, а заслужите уважение.


Не скупитесь на похвалу и свое время, проведенное с ребёнком, если вы хотите понять подростка. Сейчас как никогда, ему необходимо знать, что вы гордитесь им. Если подросток желает с вами поговорить, обязательно найдите время и выслушайте его! Вы должны показать, что готовы к диалогу, что поможете ему справиться с трудностями, что готовы вместе с ним подумать над решением проблемы.

  • Начните с воспитания себя. Собственный пример — наилучший пример для вашего ребёнка.
  • В семье должна быть благоприятная атмосфера. Если вам кажется, что ее нет, то постарайтесь ее создать. Психологическое воспитание подростков невозможно без данного условия.
  • Также психологическое воспитание включает в себя отказ от повышенного тона в разговоре с ребенком, оскорблений и любых проявлений насилия.
  • Формируйте и воспитывайте в себе терпение и деликатность, умение слушать и слышать, уважительное отношение к миру подростка, его точке зрения, каким бы абсурдным оно вам не казалось.
  • Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть простой и непринужденной. Научите подростка позитивному мышлению и умению самостоятельно формировать свой настрой. Вы и не заметите как станете понимать подростка. Будьте лучшим примером оптимистичного отношения к жизни.
  • Улыбайтесь, любите и цените вашего ребенка! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а подросток войдет в жизнь успешным и счастливым.

Как понять, что ваш ребенок вырос и теперь может гордо именоваться «подросток» — и вести себя как подросток? Вот три признака, которые обнаруживаются внезапно, к которым родители обычно с трудом адаптируются и которые надо просто пережить — ну, или устроить дома еще один санузел, если есть такая возможность.

Конец семейным ужинам, или Еды, да побольше!

У родителей, до того как они перешли в разряд родителей подростка (РП), возможно, сформировалась привычка ужинать в семейном кругу. Если собраться всем вместе за столом удавалось не каждый день, то ужины ценились вдвойне. Приходишь домой с работы выжатый как лимон, быстренько накрываешь на стол — а дальше наслаждаешься не только простой домашней едой, но и обществом близких. Вот оно, счастье!

И вот однажды родитель, отработав, как всегда, целый день, спешно готовит ужин, успевая мимоходом навести подобие порядка, и, сняв с огня кастрюлю или сковородку, зовет чадо к столу. А в ответ слышит:

— Я не хочу есть.

— Я уже поел.

Трагический. Вы силой тащите чадо за стол. Ужин проходит в зловещем молчании.

Комический. «Вот здорово! Нам больше достанется!»

Мелодраматический. Вы нагружаете едой поднос и ставите его под дверь комнаты чада.

Мстительный. Громко хлопнув дверью, вы уходите ужинать в ресторан.

Нулевой. Вы вообще никак не реагируете.

Все зависит от того, насколько серьезно РП относится к вопросу питания и насколько хорошо понимает, что возврат к уютным семейным трапезам может еще случиться — через несколько лет. Одни родители упорно продолжают ставить на стол лишний прибор («Может, все-таки придет?»), а другие вообще перестают приглашать подростка к столу («Будет знать, как выламываться!»).

Можно поступить и проще: поставить порцию чада в холодильник, приложив записочку: «Приятного аппетита». Читая ее, чадо улыбнется, хотя РП, увы, этого не увидит.

В раздражении РП способен вообще отказаться от борьбы, объявив детям, что в семье вводится самообслуживание: дескать, еда готова, разбирайтесь сами, кто и когда будет есть. Поначалу этот прием может показаться заманчивым, но сбор грязной посуды вряд ли заменит полноценное общение за семейным столом и явно не повысит статус РП, рискующего превратиться в директора столовой.

Единственное, что остается, — это глубоко дышать и улыбаться. Еще неплохо взять и приготовить что-нибудь особенно вкусное, что любит вся семья. Разносящиеся по квартире аппетитные запахи наверняка привлекут строптивого подростка, и он не удержится и спросит, заглянув на кухню: «А когда есть будем?».

Немало сюрпризов таит в себе и проблема количества поглощаемой пищи. У подростка-мальчика скорее всего неожиданно проснется волчий аппетит, тогда как подросток-девочка будет маниакально считать калории — вряд ли ее обойдет стороной современное помешательство на худобе! А ведь есть еще и друзья подростков ...

Потратив полсубботы на поездку за продуктами, РП забивает шкафы и холодильник, уверенный, что семья обеспечена полезной и вкусной едой как минимум на неделю. Но не проходит и двух дней, как, вернувшись вечером домой, он обнаруживает, что на полках — шаром покати, если не считать скомканных упаковок.

Тут РП открывается истина: оказывается, друзья его чада, которых он сам разрешил приводить в дом, — это полчища термитов, в общем безобидных, но жутко прожорливых. Они сметают все, включая пирожное и мороженое, и при этом ни на грамм не толстеют. Какая несправедливость!

РП сердится, а зря. Он должен сказать термитам спасибо — если бы не они, он наверняка забыл бы про свою низкокалорийную диету и соблазнился кусочком торта.

Очередь в ванную

Исключая те редкие случаи, когда у РП имеется собственная ванная комната, обычно это место в квартире, куда всем всегда надо одновременно.

Когда подросток надолго запирается в ванной, РП чувствует себя не в своей тарелке: сколько ему еще ждать, чтобы посмотреться в зеркало? И что он в нем увидит?

Поскольку ванная предназначена для индивидуального пользования, можно порекомендовать РП установить строгий график посещений с ограничением по времени, а за несоблюдение регламента наказывать нарушителей отправкой в конец очереди.

Тогда РП не придется попусту нервничать, и он сможет подставить себя живительным струям душа, полюбоваться своим атлетическим сложением или стройным силуэтом, убедиться, что за ночь нигде не появилось лишних жировых отложений, и, наконец, привести себя в порядок, чтобы не стыдно было предстать перед коллегами или друзьями.

Подростки — не только девочки, но и мальчики — уделяют огромное внимание своему внешнему виду. Тело для них — своего рода «визитная карточка». Отсюда повышенный интерес к декоративной косметике, гелям, лосьонам для бритья, дезодорантам и духам. По той же причине подростки обожают смотреться в зеркало — не потому, что самосозерцание доставляет им удовольствие, а потому, что обеспокоены, какими увидят их другие.

Не помешает повесить в комнате подростка зеркало. А второе в прихожей. И еще одно на кухне. Нет ничего дурного в том, чтобы время от времени окидывать себя беглым взглядом.

Идеальный отпуск — без подростка

Родителям подростков просто необходимо время от времени менять ритм жизни и привычки. Полезно иногда расслабиться, позволить себе маленькие удовольствия: поспать подольше, почитать, заняться спортом... Хоть ненадолго забыть о жестком графике, которому подчинена вся жизнь: закупить продукты на неделю (которые сожрут ненасытные термиты), убрать квартиру, проверить уроки и так далее.

Попробуйте хоть изредка махнуть рукой на свинарник в комнате чада, не обращать внимания на галдеж в его комнате и не думать о подстерегающих его опасностях. Вы круглый год пашете как лошадь — вам нужен отдых.

Вы свободный человек, и у вас своя жизнь. Свои муж (жена), друзья и желания. Выйдя хоть ненадолго из вечного стресса, вы на многое посмотрите другими глазами.

На самом деле РП только об этом и мечтает, и это абсолютно нормально. Поэтому он имеет полное право время от времени позволять себе несколько дней отдыха — без ребенка. К сожалению, мало кто из родителей на это отваживается.

Имея искаженное представление о действительности, РП свято верит, что отпуск, проведенный вместе с чадом, поможет забыть о конфликтах и позволит закопать топор войны в песок солнечного пляжа.

Правда, он хорошо помнит последний отпуск, который 14-летний подросток, не перестававший дуться и грубить, превратил в ад кромешный. По всей видимости, ему было скучно без сверстников, и на следующее лето РП предлагает сыну (дочери) взять с собой на недельку пару друзей. (В душе надеясь, что их родители ответят любезностью на любезность: летние каникулы длятся долго.)

Приятели наверняка сохранят об этом лете самые лучшие воспоминания: гулянки до утра, сон до обеда, масса развлечений и полный холодильник.

Со своей стороны, щедрый РП проклинает тот миг, когда его осенила эта безумная мысль. Ни минуты покоя, чудовищная ответственность, вечная забота — чем накормить такую ораву, невозможность ни в чем отказать гостям, постоянно занятая ванная комната... Не отпуск, а дурной сон.

Лишь на следующий год до РП наконец-то доходит банальная истина: у него и у его ребенка-подростка — разные интересы.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Как понять, что ребенок стал подростком? 3 признака"

Раздел: Усыновление (Воспитание приемных детей- подростков, проблемные подростки). Как "задолбал" подростковый возраст.У кого ещё так? Может я одна такая?

Обсуждение

Ира, вот видишь там внизу тему, что бывает хорошо с приемными, так ты не забывай, что там пишут те, кто может еще полгода или год писали, что все - край, беспросветный мрак и безнадега. Я сама три месяца назад была готова своего младшего к психиатру тащить, потому что поведение было ну очень невменяемым. А потом раз и наладилось, потерпели, поработали и сейчас вполне съедобный ребенок.
У тебя, а скорее у Кати, сейчас есть объективные причины для съезда крыши на бок, надо помочь ей, надо не упустить, сжать зубы и держать крепко, помнишь как в сказке Иван-царевич держал Марью-царевну, пока она в его руках превращалась то в змею, то в других разных гадов. Удержал до конца, не выпустил и кончился ряд превращений, стала она на веки прекрасной царевной. Так вот и ты потерпи, только будь сильнее, чем твоя дочь, слабостью здесь дел не поправишь. Ты не сдавайся, ты же помнишь куда вела ребенка все эти годы, так и продолжай идти этим же путем, не иди у нее на поводу. Только будь намного Умнее(хитрее) ребенка, пока она командует ситуацией, а тебе надо предугадывать ситуацию, логически просчитывать что во что выльется, все как в бизнесе. И не переставай попрежнему быть феей для ребенка, не баловать, а именно исполнять желания, хоть иногда, одними ежовыми рукавицами подростка не удержишь.
Обнимаю, переживаю за вас.
Все будет хорошо, только надо ночь простоять, да день продержаться.

02.03.2018 12:36:06, О-к-с-а-н-а

Ир, я в личку написала.

В подростковый возраст надо-переходить на отношения взрослый-взрослый. Потому что у подростка есть на это запрос. И в каждом человеке тоже есть как взрослый, так и ребенок.

Обсуждение

Большое спасибо всем ответившим. Вы помогли привести мысли в порядок. Теперь я знаю, что и как говорить, чтобы не навредить неосторожным словом. Именно это и не давало мне покоя.
Поможет ли? Естественно, не знаю... Но очень надеюсь, что мама сможет обрести веру в то, что все его косяки можно исправить. Не сразу, но можно. И последовательные действия должны дать результат. Еще раз: СПАСИБО всем.

Знаю в точности такой же случай. В течение 3-х примерно лет, с 10 до 13, под лозунгом "Сохраним ребенка в семье" матери пытались помочь друзья и родственники (брали ребенка пожить), волонтеры (оплатили психолога, составили план реабилитации, который мать, естественно, не стала выполнять), священники (взяли ребенка пожить в монастырь - через день потребовали ребенка забрать немедленно; ну и по месту жительства окормляли, причащали и исповедовали); непонятные знакомые матери, - как ниже писали, "с яйцами", - мужского и женского пола, "лечили" в том числе и ремнем, трэш и жесть; психиатры (дважды мальчик лежал в ГПБ по 1,5 месяца); полиция (мать вызывала, когда сын дрался особенно болезненно).
В итоге ребенок сначала в СРЦ, затем в ДД, мать лишена прав, на апелляцию не стала подавать, потому что сочла, что не справится. Каждую неделю ездит к нему в ДД, возит гостинцы. Он традиционно шлёт ее на 3 буквы, а она улыбается и транслирует ему любовь и принятие.
В любом учреждении ребенок показывает себя как адекватный, здоровый с т.з. психиатрии, умный, честолюбивый, хорошо обучаемый, артистичный, хорошо воспитанный. Красивый еще. В ФБД висит, - конфетка, не ребенок. 14 лет, шансов на семью нет. Да и не надо, наверное. При всём вышесказанном, он болезненно любит мать.
Просто с такой бесплотной желеобразной матерью ему было невыносимо тревожно, и он наполовину осознанно добился перевода в более предсказуемые условия существования.

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Обсуждение

По моим наблюдениям за несколько лет все дети из топовых физмат школ, которые были призёрами регионального этапа совершенном спокойно поступают туда, куда хотели. Уж какая-нибудь олимпиада в 11-м да выстрелит. И С ЕГЭ у них проблем не наблюдалось. Вы как-то слишком категоричны в оценке знаний ребёнка: недобрать чуть-чуть до проходного балла на ЗЭ, победитель-призёр других олимпиад - это теперь называется отупел? :)
Проанализируйте этот год, может быть от какой-то особо сложной или специфической олимпиады стоит отказаться, а что-то, наоборот, добавить в список.
Ну и тупить в 10-м классе над одной задачкой на финале - вариант нормы. Ваш не первый и не последний в этом:) в 11-м обсудите с ним ещё раз тактику, но они там уже и сами поответственнее себя ведут.
А в остальном все в порядке вещей - усталость накопилась, так это у большинства школьников наблюдается к концу третьей четверти (даже если у вас другая система).

Для моего 10 классника (да и для меня тоже) лучший отдых это прогулка. Сын играет в футбол (не только в выходные, но и в будни вечером с 8 до 10. А потом прекрасно дрыхнет). Просто прогулки. И не обязательно куда-то ехать в дальние края. Можно вечером по центру москвы с удовольствием прогуляться. Вот вчера на Маяковке качался на качелях с друзьями. Фотографирует Москву вл время прогулок. прогулки и настроение повышают и мозг расслабляют. Учится ребенок в серьезном физ-химе.
А ваш гуляет с друзьями?

Психология, переходный возраст. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация...

Обсуждение

Хочу вас поддержать, только не опускайте руки! Вырастив дочь с похожими проблемами, очень мне всё это знакомо. Пинайте, заставляйте, контролируйте каждый день. Всеобщими усилиями дочь закончила хорошую гимназию с 2 четверками: русский и английский из-за дислексии, хотя английский тоже могла бы лучше. В институте по англ. одна из лучших в группе. Правда, после окончания ею школы, невролог требовался уже и мне, но я понимала, что никому мой ребёнок не нужен и продолжала её пинать и заставлять учиться. Зато сейчас она мне благодарна, что я гоняла её от телевизора и заставляла уроки делать. Но характер не улучшить...
Всё у вас будет хорошо. Желаю побольше терпения.

Здравствуйте! Пройти мимо не смогла. Это Вы про нас пишете. Все то же - 13 лет, ММД+СДВГ, мой тотальный контроль уроков, его полное отсутствие мотивации... В общем, ВСЕ про нас - кроме: "Как итог, у него отвратительный характер, у меня предельно расшатаны нервы". Чего их расшатывать-то? 24 двойки - это в течении триместра? Или итоги за триместр? У моего только по истории 17 двоек было в триместре подряд... - но там "коса на камень", личная неприязнь к учителю. Ну и пересдал все на четверки, учили вместе, итоговая "3". И по другим предметам двоек в процессе - полно. Но и четверок полно.
Мне кажется, что дело в нас. Очень трудно осознать и смириться, что ребенок просто болен. Вроде же он не псих и не дурак, соображает неплохо. И кажется, что "этот...гад..." специально доводит до белого каления своей "ленью" и "отсутствием мотивации". А у него просто мозг в той части, которая за самоконтроль отвечает, не развит. Может, еще разовьется, а может уже и нет... Кмк, психолог нам, взрослым, нужен. Это мы больны перфекционизмом, а достается детям. А ребенку не психолог нужен, а невролог. Помочь немного. Моему весной-осенью прописывают медикаменты, мне кажется, что помогает. Ну и на отметки я наплевала. Стараюсь каждый (через) день проверить каждый урок, выясняю, что не понял. Стараюсь объяснить. Через скандалы, да, не без этого. То есть запускать нельзя, и сын уверен в неотвратимости проверки знаний (не ДЗ!) А двойки - это его проблемы, он их сам исправляет как-то. Ну троечник-четверочник, да. Сможет ли до 11 класса доучиться - скорее сможет, чем нет. Но только под моим контролем, увы. Судя по детям из класса - середнячок, не хуже всех. По русскому - попробуйте другого репетитора, у моего в прошлом году была женщина - учитель с многолетним стажем, он ее обожал. Задавала мало, объясняла понятно, по делу, ее задания он бегом делать бежал, после занятий с ней прошел в "гимназический" класс (скоро наверное в обычный выгонят оттуда). Нашла ее на repetitors.ru
По поводу психологов - мы в 5 классе ходили в центр "Рост", это СЗАО, вот перечень [ссылка-1] таких центров по Москве. В своем районе надо записаться. Это бесплатно, нужно позвонить, объяснить проблему, записаться на первичный прием к психологу. Там неторопливо все, т.к. бюджетная организация, но нам реально помогли. Занимались и я и сын, в разных группах, по разным программам. Я например просто по другому стала относиться к всякой фигне типа вызовов в школу и бардака в квартире) И еще совет: поддерживайте и пытайтесь понять не чужих тетенек-репетиторов и учителей, а своего родного ребенка, ему нужнее. Все равно же свой, не злитесь на него и много проблем сами снимутся, правда! Терпите, он вырастет, будет Вашей защитой и опорой, а пока Вы его любите и защищайте.
Если Вам показалось слишком нравоучительно - простите, не хотела. Опыт наших походов к платным психологам - не очень положительный (не слишком результативный), поэтому некого посоветовать.
Удачи Вам, терпите, "время работает на нас"!

Средний подростковый возраст - период развития большинства проблем поведения. Проблемы подросткового переходного возраста. Конфликты с родителями, проблемы в...

Часто родителям кажется, что хамство, дерзость, вранье - это ужасно, ребенок внезапно «испортился». Почему это нормально, объясняет подростковый психолог, Мария Завалишина

Ребенок все чаще пребывает в плохом настроении, становится раздражительным, грустным, замыкается в себе

Пубертат - очень сложный период, в этот момент происходят изменения не только физиологические, но и достаточно глубокие личностные. Кроме того, важнейшую роль начинают играть гормоны и нейромедиаторы.

В организме каждого человека есть нейромедиатор дофамин, который отвечает, если говорить простым языком, за ощущение счастья, благополучия, радости, безопасности и участвует в механизме, который обеспечивает стрессоустойчивость. Я недавно была на лекции у одного известного нейробиолога, которая как раз занимается в том числе, тем, что происходит с мозгом человека в пубертатный период.

Так вот, она рассказала, что исследования показывают, что базовый уровень дофамина у подростков снижается, это означает, что хуже работает система подкрепления, т.е. человека перестают радовать обыденные вещи и общий фон его настроения снижается, так же снижается его активность и он начинает искать приключений. Для того, чтобы как-то компенсировать свое состояние.

Это подтверждает то, что мы наблюдаем в своей работе, активно взаимодействуя с подростками и слыша слова их родителей. Даже если ярость кажется родителю неоправданной, поверьте, ребенок орет, хамит, хлопает дверьми потому, что реально очень сильно злится и не справляется со своими эмоциями. Ему физиологически сложно отреагировать адекватно ситуации.

Именно поэтому подростки, стремясь повысить уровень дофамина (неосознанно, конечно) выходят на улицу и начинают искать разные приключения, экстремальные вещи и новые опыты - только так они могут повысить свой уровень радости. При этом, насколько мне известно, на "приключения" выделяются большие дозы дофамина, чем у взрослых. То есть, система работает с большей амплитудой: базовый уровень ниже, а всплески интенсивнее. На «приключения» они реагируют с особенным удовольствием и радостью.


Ребенок выказывает пренебрежение к родительскому мнению

Если для младших детей взрослые являются важным ориентиром, а их мнение - истиной, то у подростка на первый план выходят сверстники. Одна из основных задач этого возраста - установление отношений со сверстниками. Вторая важнейшая задача - сепарация с родителями, отделение и приобретение независимости.

Эти задачи диктует ему природа. Этим и обусловлено негативное отношение к родителям, скорее, даже не негативное, а амбивалентное. Причем, тут есть ловушка: мнение родителей на самом деле продолжает для них быть значимым, но демонстрировать это в открытую нельзя - ведь подросток стремится к независимости.

Поэтому внешне он выказывает пренебрежение, а внутри более чем когда-либо нуждается в поддержке. Но он не может, как маленький, подойти и положить голову на плечо - он должен воевать, противостоять, защищать свою независимость, свою «территорию». И тут от родителей требуется невероятное терпение - важно не быть слишком настойчивыми, но и не игнорировать.

Важно, чтобы подросток знал, что родитель рядом и открыт к нему. Не воспринимать нападки подростка на свой счет, не отворачиваться от него, но и не пускать все это «бешенство» на самотек.

У ребенка снижается мотивация к учебе

В целом, у детей подросткового возраста снижается интерес ко всему - им перестает быть интересно ходить на кружки, на разные увлекательные занятия, снижается значимость всего этого. Если проводить много времени с подростками, станет ясно - их самые частоупотребляемые слова это «скука», «тоска», «мне скучно». Я бы это объяснила опять-таки снижением уровня дофамина - именно это может давать такой эффект.

Как мы уже говорили выше, их перестают радовать обыденные вещи. Постоянное чувство опустошения, подавленности, восприимчивость к любому стрессу. Ну, все не так фатально, скорее, общий фон настроения и мотивации к какой-то конструктивной (на взгляд окружающих) деятельности снижается. Наиболее активно и ярко проявляющийся и сохраняющийся интерес – это общение со сверстниками.

Со стороны это выглядит как «он все время сидит в телефоне», но на самом деле это и есть та самая необходимая коммуникация со сверстниками. Все остальное интересует подростка во вторую очередь - и это нормально.

Но тут так же важно родителю не быть слишком настойчивым, но и не пускать все на самотек. Важно, чтобы поддерживалось выполнение обязанностей, соблюдение договоренностей, чтобы подросток брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Хотя бы в том объеме, в котором это возможно.

Ребенок стремится примкнуть к какой-либо субкультуре

У детей ведь что в этот момент происходит - они ищут себя. А для этого им нужно разрушить все старое и построить новое. Они пытаются понять – кто я, чего я хочу, что для меня важно. И часто они эту свою идентичность ищут через отождествление с какими-то субкультурами – это вносит ясность. У них в голове мир крушится, пространство вокруг на куски разлетается, и им важно знать, что где-то их понимают и принимают - именно это они находят в товарищах по субкультуре. Поэтому часто все эти подростковые субкультуры охарактеризованы тем, что они восстают против мира взрослых. Ну ведь, как мы говорили раньше, противостоять взрослым очень важно, точнее, создавать видимость этого противостояния.

Ребенок начинает яростно охранять свое личное пространство

Комната становится крепостью, на компьютере - пароль, к личным вещам подростки относятся гораздо трепетней, чем раньше. Не потому, что они хотят скрыть что-то ужасное, как сразу думают многие родители, а потому, что это дает им ощущение собственных границ, ощущение самостоятельности, целостности, ощущение своей идентичности. И если родители в этот момент пытаются эти границы нарушить, лезут в личные вещи, устраивают проверки, то между ними и ребенком создается еще большая дистанция.

Родителям важно помочь ему в поддержании этих границ, отнестись к ним с уважением, это придаст его новому хрупкому миру устойчивости, а если родитель чем-то обеспокоен, то лучше говорить об этом открыто. Возможно, подросток ответит на это с благодарностью и сможет проявлять больше открытости, когда увидит, что на его территорию не посягают.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Отрывки из беседы корреспондента Елены Лёвиной с врачом-психиатром Б.И. ЗАКИНОВЫМ, который имеет уникальный опыт в работе по профилактике и лечению наркомании.

Как помочь нашим детям избежать этого зла, а если оно случилось, пораньше обнаружить и начать лечение?

Наркомания - болезнь крайне тяжелая. Она относится к разряду трудноизлечимых. Если не помогать наркоманам, то, по статистике, у них только пять шансов из ста выйти самим из этой болезни и остаться в живых.

Если мы пытаемся активно помогать наркоманам, то этот показатель увеличивается только до 14%. Всего лишь, даже если мы используем помощь дорогостоящих частных клиник. Поэтому основополагающей в этой проблеме должна быть всё-таки профилактика.

Мы должны своих детей уже с малого возраста очень долго, фундаментально просвещать в этой проблеме. Чтобы к окончанию средней школы они уже были, как минимум, маленькими профессионалами, которые понимают все процессы воздействия наркотиков на организм и необратимость этих явлений, технологию работы наркомафии в молодежной среде. Чтобы они не думали, что можно ради удовольствия попробовать наркотики, а потом их бросить. Если наркотик попал однажды в организм, он уже изменил химию мозга, и человек стал другим как личность.

Как правильно вести себя родителям, что предпринимать?

Когда в семье создан такой климат, что родители оказывают царственное давление на ребенка путем окриков и угроз, это всегда приводит к тому, что ребенок, оказавшись в беде, боится в этом признаться родителям. На первом этапе мы должны научится относиться к детям с позиции равных, установить дружеские отношения. Чтобы ребенок уже с раннего возраста понимал, что у него в жизни друзей много, но самые близкие - его родители. И он не должен бояться, что за любой проступок родители его накажут или осудят. Необходим тесный, доверительный контакт.

Это нужно потому, что в большинстве случаев наши школьники проходят через период наркотизации, а именно через контакты с первыми наркотиками. И дети, которые в хороших отношениях с родителями, обязательно в этом признаются. В других же семьях взрослые узнают об этой беде слишком поздно. В первом случае родители помогут своему сыну или дочери максимально безболезненно из этой проблемы выйти. Во втором случае шансов выжить у ребенка останется, как я уже говорил, только пять процентов.

- Есть ли признаки, по которым можно определить, что ребенок пристрастился к наркотикам?

Когда он становится больным, это уже будет очевидно. Нужно успеть заметить начальные признаки, когда подросток входит в полосу первой наркотизации.

Естественно, любой наркотик, изменяющий, как я уже говорил, химию мозга, сразу же меняет личность человека. И первый основной признак, на что должны обратить внимание родители, - это появление нехарактерной, постоянной лживости у них сына или дочери. Подросток начинает врать на каждом шагу.

2. Он резко начинает худеть. Потому что все наркотики, которые используют наши наркоманы, вызывают резкое снижение веса за счет прямого действия на определенные центры мозга и за счет токсических эффектов, которые оказываются на нервную систему.

3. Сильно изменяется привычная форма поведения. То он интересовался литературой или музыкой, и вдруг резко меняются его интересы. Это должно насторожить. Почему вдруг он стал каким-то примитивным? Почему он перестал быть развивающимся? Он остановился в развитии. Это тоже один из кардинальных признаков, что ребенок начал потреблять психоактивное вещество.

4. Квартира начинает превращаться в "Организацию Объединенных Наций". Появляется огромное количество телефонных звонков, непрошенных гостей. Постоянно приходят новые люди. Родители замечают, что идет какое-то постоянное движение.

5. В квартире начинает появляться огромное количество аудио- и видеокассет. Чаще аудиокассет. Как правило, они - наиболее удобные контейнеры, в которых распространяются наркотики. У наркоманов есть такое правило, которое называется "движение". Каждый наркоман, ставший сильно зависимым, вынужден идти в рабство. Он сам активно занимается наркоторговлей и для того, чтобы выжить, он должен за год около 15 человек вовлечь в эту проблему. Тогда он сможет обеспечивать себя наркотиками. Стоимость одной "дозы" героина - около 200 рублей. Уже через два месяца активного потребления он должен тратить 12 тыс. рублей в месяц. Эти деньги наркоманы находят, но не наличными, а за счет дилерских услуг.

6. Подросток перестает попадать на первые занятия в учебное заведение. Потому что он в состоянии ломки, ему плохо, и поэтому он вынужден с утра "подлечиться". Часто это замечают учителя в школе - подросток сидит отрешенным, дремлет, не понимает, о чем идет речь, - значит, он недавно принял "дозу".

7. Если ребенок начинает курить марихуану, т. е. коноплю, то появляется специфический запах от одежды и его волос. Это запах сухой горелой травы. Он очень тяжело выветривается из одежды и волос человека.

8. Должно насторожить обстоятельство, если появляется необычный интерес к домашней аптечке. Почему он стал интересоваться лекарствами? Почему он стал читать литературу, посвященную лекарствам? А потому, что когда он стал наркоманом, у него появляется потребность всё время свое состояние хоть чем-то одурманить. А если ему становится плохо, он пытается хоть как-то пережить периоды без наркотиков, и поэтому подросток тянется к лекарствам.

9. Если в доме появляется так называемая прекурсора наркотиков (вещества, из которых они изготавливаются и всякие вспомогательные вещества). Это всевозможные растворители, кристаллический йод , марганцовка и другие.

10. На сегодняшний день появляется тяжелый вид наркомании, когда наркоманы стали использовать наркотики, приготовленные в домашних условиях. Для этого они в аптеках покупают медикаменты от насморка (не буду умышленно их называть), смешивают с другими элементарными препаратами, которые также покупаются в аптеке, используют огромные дозы марганцовки. Это вызывает уже через месяц тяжелейшие необратимые изменения в нервной системе, которые, как правило, приводят к инвалидности. 36 ребят, которых я наблюдал и которые потребляют этот вид наркотика под названием "мулька", практически все инвалиды II группы.

11. Многие назовут следы инъекции на руках. К сожалению, это родители видят очень поздно, когда наркоман уже будет сформированным больным. Потому что сейчас все наркоманы используют инсулиновые иглы, не оставляющие следов инъекций на руке.

12. Но можно заметить другое. Наркоман тщательно прячет шприцы, а упаковку от них часто убрать забывает или бросает около помойного ведра. Это должно быть острым сигналом о неблагополучии вашего ребенка.

13. Вдруг подросток начинает надолго закрываться в ванной. Как правило, он колется там, приходит в себя и уже более-менее нормальным выходит.

14. Естественно, начинается воровство из дома. В первую очередь начинают пропадать чайные ложки, в которых, например, они разводят героин. Как только наркоман научится беречь свою чайную ложку, тогда они перестанут пропадать. Но на первом этапе из дома уходят практически все эти приборы. Пропадают деньги, ценные вещи и т. д. Вполне возможно, что они пошли в уплату за наркотики. Здесь родители должны быть начеку: ни в коем случае не устраивать разборок и пыток, только доверительный разговор. Подросток должен честно признаться, и никаких силовых реакций со стороны родителей быть не должно. Надо своего ребенка просто понять: он это делает не потому, что он такой плохой, а потому, что он по-другому не может. Потому что ломка, которую он переживает, - это самое страшное страдание, которое человек может испытать в своей жизни.

Те же медики утверждают, что наркоманов нельзя жалеть, что к ним должно быть самое непримиримое отношение даже со стороны самых близких людей в том смысле, что наркоману - не место в нашей жизни, что наркотики - это отвратительно и безобразно.

С одной стороны, обязательно должно быть понимание, но ни в коем случае не должно быть уступок в его сторону. Нельзя уступать ему ни в чем. Потому что это личность лживая, один раз стоит родителям уступить и поверить его бредням, и он обязательно будет этим пользоваться! Не должно быть никаких половинчатых решений. Например, пытаясь помочь ребенку, родители позволяют ему по чуть-чуть дома употреблять наркотики. Этого быть не должно. Отказ от наркотиков должен наступить сразу.

15. Еще о признаках. Как только подростки начинают употреблять наркотики, они сразу же прекращают за собой ухаживать. Это потеря интереса к своей внешности. Девочки перестают пользоваться косметикой, ребята допускают небрежность в одежде, перестают регулярно менять свое нижнее белье, становятся запущенными, прекращают ухаживать за своей прической, реже чистят зубы и т. д.

16. Очень часто говорят, что зрачки глаз якобы выдают наркомана. Мы знаем, что практически все наркотики вызывают расширение зрачка и только опийная группа наркотиков вызывает его сужение.

17. Если вдруг при обследовании на фоне полного благополучия вдруг у подростка выявили вирус "С", значит, чаще всего, или он употреблял наркотики внутривенно, или был в тесном контакте с наркоманом.

18. Наконец, появление самой ломки - абстинентного кризиса. Родители замечают, что периодически их ребенок начинает болеть. Утром, просыпаясь, кашляет, чихает, у него обильный насморк, полный рот слюны, огромные коровьи зрачки. Заходит в ванную комнату, находится там полчаса - час, и выходит уже здоровым. То есть, он уже "поправился", свою припрятанную дозу он уже принял.

19. Натолкнуть на мысль о приеме наркотиков может отказ подростка от активной работы. Наркоманы не могут ни активно учиться, ни работать. Личность уже другая, и человек абсолютно не продуктивен.