Эмоциональная связь мамы и малыша. Связь между мамой и ребенком сильнее любых других связей

Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое. Но вот ребёночек рождается, и что дальше происходит? Связь остаётся, и когда ребёнок родился. Это симбиотическая связь матери и ребёнка.

От прохождения этого процесса зависит будущая жизнь ребёнка. И это не преувеличение.

Самые сложные случаи патологии личности возникают из-за поломок в системе взаимодействия «мать-ребёнок» на ранних стадиях развития. Как утверждала Маргарет Малер, корни наиболее тяжёлых психозов у детей растут из второй половины первого года и на втором году жизни.

Фазы развития личности в раннем возрасте

С какими фазами мама сталкивается в раннем возрасте?

Аутическая фаза

Её время – первый месяц жизни. Новорожденный младенец реагирует только интуитивно. Маме достаётся в это время роль «внешнего исполнительного Я» малыша. Она должна обеспечить ему помощь в отправлении физиологических механизмов.

Младенец растёт, совершенствует восприятие окружающего. Аутическую фазу сменяет симбиотическая.

Симбиотическая фаза

Мамы и младенцы сонастроены буквально на уровне нервной системы. В нервной системе происходит масса процессов, связанных у мамы и малыша через систему зеркальных нейронов – симбиотическая связь матери и ребёнка.

Так придумала природа, потому что человеческий детёныш рождается раньше, чем созревает его нервная система и мозг. Нервные клетки уже есть. Благодаря симбиотической связи матери и ребёнка возникают пути между ними, по которым побегут нервные импульсы, выстраивается окончательная архитектура мозга.

Что процесс пошёл, мать узнаёт по появлению улыбки на лице младенца и развитию «комплекса оживления», когда она к нему подходит. Симбиотическая фаза длится до 5-6 месяцев. Крайне важная фаза, о которой наша статья.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это эволюционный механизм выживания и передачи культуры у человеческого вида

Ребёнок начинает процесс выхода из симбиоза где-то между двумя-тремя годами. Происходит активный бурный – кризисный процесс выхода. Но это по природной программе так должно быть. Однако современные дети застревают в этом процессе. И дети, и мамы.

Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка

1. Во-первых, интеллектуальное развитие современных детей идёт с опережением, даже если мы не увлекаемся методиками раннего развития. Современный ребёнок очень перегружен информацией. Поэтому его интеллектуальное развитие забирает так много энергии, что на выход из симбиотической связи матери и ребёнка, на прохождение всех её фаз энергии не хватает. Дети ведь тоже рождаются сильнее-слабее. Кто-то больше предпринимает усилий на выход из симбиоза, кто-то меньше.

2. Вторая часть симбиоза – мама. Зачастую маме трудно проходить фазы выхода из симбиоза, потому что она не проходила их со своей мамой. Мы выращены таким образом, что опыт здорового выхода из симбиотической связи матери и ребёнка мало у кого есть. У нас нет этой природной программы выхода, на которую можно опереться: я знаю, я это проходила. Сейчас мой ребёнок это проходит и это естественно, нормально.

Сказывается на мамином поведении дефицит базового опыта в своём детстве. Соответственно возникает тревога и со стороны мамочки, и со стороны малыша. То есть процессы бывают нарушены с самого начала.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это сонастройка именно нервной системы. Как ребёнок развивается, как он выходит в самостоятельность, осуществляет свою мотивацию? Как налаживается работа его нервной системы?

  1. Сначала вместе с мамой благодаря тому, что мама умеет регулировать (хорошо, если умеет) свои эмоции, своё возбуждение, как-то успокоиться. К этому балансу маминой нервной системы ребёнок подстраивается. Подстраивается к дыханию, сердцебиению маминому – это вместе.
  2. Дальше ребёнок учится что-то делать с опорой на маму. Со мной что-то происходит, но я нахожу точку опоры в маме.
  3. И только потом ребёнок находит точку опоры в себе и действует самостоятельно.

Фаза сепарации-индивидуализации

Отделение малыша от матери. Нарастание самостоятельности и независимости. Начинается приблизительно в возрасте 24 месяцев. Сама фаза сепарации-индивидуализации проходит в 4 этапа:

  1. Дифференциация (от 5-6 до 10 месяца жизни) – нарастание интереса малыша к окружающему миру.
  2. Упражнение (от 10 до 15 месяца жизни) – освоение ходьбы и рост любопытства. Хотя малыш физически отделён от матери двигательной активностью, но ему ещё необходима её поддержка. Мама подпитывает ребёнка эмоционально, когда он устал или испытывает упадок сил.
  3. Восстановление (от 16 по 24 месяц жизни) – кризис второго года жизни. Малыш одновременно хочет и с мамой быть, и без неё. Такие внутренние противоречия, которые он должен преодолеть. Интенсивность противоречивости потихоньку убывает, у ребёнка формируется более реалистичное восприятие себя и увеличивается автономия.
  4. Кризис «Я сам» (между 24 и 30 месяцами жизни) – всем известный кризис третьего года жизни. Нарастание самостоятельности.

Многие родители считают проявление кризиса чем-то плохим, говорят, что их детей он обошёл. Это неправильная позиция. Развитие идёт скачками: спокойные периоды сменяются кризисами с бурным течением.

Во время кризиса ребёнок поднимается на новую ступеньку развития. Поэтому надо с пониманием относиться к малышу в такие периоды. Личность должна пережить в своём развитии все предусмотренные природой этапы. Природа не терпит пустоты.

Далеко не всегда любовь мамы и малыша возникает с первой секунды общения. Как любое серьезное чувство, она проходит несколько стадий, укрепляясь с течением времени. Каждый взгляд, звук и прикосновение являются звеньями той цепочки, которая связывает мать и ее ребенка. Это чувство эмоциональной близости, доверия и взаимопонимания будет сопровождать их всю жизнь. Об этапах возникновения эмоциональной связи между мамой и малышом рассказывает эксперт.

Из чего складывается эмоциональная связь?

1. Прикосновения . Ощущение тепла маминых рук дарит малышу чувство безопасности и оказывает на него успокаивающее воздействие. В сочетании с врожденными рефлексами ребенка прикосновения матери способствуют его развитию и активному познанию мира. Например, если вы легким движением погладите его щеку, кроха повернет в эту сторону голову, откроет рот и сделает несколько сосательных движений. А дотронувшись до ладошки ребенка, вы увидите, что он делает попытки схватить ваш палец.

Чуть позже младенец начнет самостоятельно исследовать руками склонившееся над ним лицо матери. Меняя мимику, изображая различные эмоции, надувая щеки или высовывая язык, вы сможете поддержать его интерес к этому процессу. Со временем ребенок начинает дотрагиваться до матери, желая убедиться в том, что она рядом, или чтобы привлечь к себе внимание.

Совет маме: Старайтесь, чтобы при прикосновениях к малышу ваши руки не были слишком холодными, горячими, влажными или шершавыми. Кожа ребенка слишком нежна для подобных воздействий, и они могут вызвать негативные эмоции.

2. Массаж . Прикасаясь к ручкам и ножкам ребенка, поглаживая его спину, придавая телу различные положения, мама дает малышу представление обо всем спектре тактильных, вестибулярных и проприоцептивных (т.е. связанных с собственным телом) ощущений. На их основе у крохи формируются навыки выражения эмоций через мимику и жесты. Это создает благоприятные условия для развития и укрепления эмоциональной связи с близкими людьми.

Совет маме: Обращайте внимание на те действия, которые доставляют ребенку больше всего удовольствия. Не беда, если вам не удастся выполнить весь комплекс упражнений из-за протеста малыша. Главное, чтобы ваше взаимодействие вызывало позитивные эмоции у вас обоих.

3. Движения . Не бойтесь «приучить ребенка к рукам»! Нося его в течение дня в разных положениях, обнимая, танцуя в такт музыке, мама помогает малышу познакомиться с возможностями его тела. Привыкая к двигательному «стилю» матери, младенец запоминает его и начинает узнавать его даже с закрытыми глазами.
Например, если вы захотите перенести спящего ребенка из своей постели в детскую кроватку, он может даже не заметить этого.

Совет маме: Совместное и неторопливое раскачивание в кресле или на качелях помогут ребенку ощутить себя единым целым вместе с матерью как на физическом, так и на эмоциональном уровне.

4. Взгляды . Чем чаще мама заглядывает в глаза малышу, тем быстрее он начинает фокусировать глазки на ее лице. Привлечение внимания младенца нежными словами и звуками, яркими игрушками, повторение мимических движений малыша приводят к удлинению периодов зрительного контакта. Телесный контакт во время общения глазами также способствует удержанию взгляда младенца.

К 2 месяцам ребенок начинает реагировать улыбкой сначала на любое человеческое лицо, а потом, ближе к 5 месяцам – отличать маму от других людей, отдавая ей явное предпочтение. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом общение глазами и познавательное развитие на ее основе проходит несколько стадий:
фиксация взгляда на лице матери и игрушке, помещенной перед глазами ребенка;
прослеживание взглядом за лицом или предметом, меняющим положение;
активный поиск маминых глаз или интересующего предмета.

Совет маме: Наденьте на лицо яркий клоунский нос и продемонстрируйте ребенку «фокус»: пусть ваш собственный нос то скрывается за красным шариком, то вновь появляется. То же самое можно проделать с ладонями, закрывающими лицо во время игры в «ку-ку». Подобные метаморфозы приведут малыша в восторг, и он будет с нетерпением ждать очередного маминого появления.

5. Улыбка . Первые улыбки малыша появляются спонтанно в состоянии комфорта. Однако благодаря сочетанию глазного контакта, вида улыбающейся матери, ее поглаживаний и звуков ее голоса, улыбка становится средством общения с другими людьми. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом, можно заметить, что улыбку начинают вызывать:
щекотка;
быстрые повторные движения;
игры, сопровождаемые физической нагрузкой (подтягивание на руках, прыжки на коленях у матери) или массаж;
простые игры («ладушки», «сорока кашку варила» и др.);
узнавание знакомых лиц и предметов.

6. Звуки . Природа позаботилась о том, чтобы младенцы чутко реагировали на высокий тон женского голоса. Комментируя свои действия во время купания, переодевания и других процедур ухода, вы тем самым стимулируете малыша к речевому общению. Совсем скоро ребенок начнет «гулить», приглашая маму к диалогу!

Совет маме: Придумайте «свою» песенку для купания, укладывания в кроватку и других действий с ребенком. Пройдет немного времени, и при первых звуках знакомой мелодии малыш будет превращаться во внимательного слушателя.

7. Запахи . Пользуясь различными средствами по уходу за ребенком и за собой, можно увидеть, что ребенок вздрагивает и отворачивается, если запах слишком интенсивный, и улыбается, приникая к телу матери, когда аромат ненавязчив. Привыкнув к определенным запахам и их последовательности в процессе повседневного ухода, малыш сможет заранее «настраиваться» на купание или сон, проявляя меньше беспокойства.
Различная концентрация веществ, вырабатываемых организмом, составляет особую «химическую подпись», свойственную каждому человеку. Именно эту «подпись» новорожденный различает к 10-му дню жизни, выделяя запах матери среди других.

Совет маме: Младенцам нравятся легкие и естественные ароматы, например, запах ромашки, зеленого чая или лаванды.

8. Вкусы . Материнское молоко, а чуть позже и другая еда, полученная из маминых рук, воспринимаются ребенком как источник удовольствия. Довольно скоро к чувству умиротворения добавляется благодарность, которую малыш выражает всеми доступными ему способами: кладет голову маме на плечо, прижимается щекой к ее щеке и т.д.

Совет маме: Если ребенок отказывается есть, не заставляйте его. Сделайте небольшой перерыв, пообщайтесь или поиграйте с ним, а затем предложите еду снова.

На что влияет эмоциональная связь?

1. Познавательная активность.

Доказано, что дети, которым уделяется много внимания, проявляют гораздо больше интереса к окружающему миру. Например, по сравнению с малышами, оставшимися без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в семье «агукают» в 3 раза больше. Так происходит потому, что при виде младенца женщина инстинктивно начинает использовать особые интонации, ритм речи, и начинает говорить более высоким голосом. Малыш особенно активно реагирует именно на такую речь со стороны матери. Ребенок, имеющий опыт получения ответа на свое «обращение», вскоре начинает делать паузы, дожидаясь реакции мамы. Подобные «разговоры» представляют собой основу для развития речи.

Психологи и физиологи также заметили, что когда ребенок оказывается на руках у матери или рядом с ней, он начинает активнее интересоваться игрушками и другими предметами. Это происходит благодаря ощущению безопасности, которое дает материнское присутствие. Ребенку не приходится отвлекаться на то, чтобы защищать себя, и всю свою энергию он направляет на познание окружающего мира.

2. Физическое развитие.

Активное изучение нового невозможно без движений. Малыш тянется за игрушкой, переворачивается со спины на живот, чтобы доползти до заинтересовавшего его объекта, садится, встает и т.д. Чувство неуверенности и страх «парализуют» ребенка в буквальном смысле слова. Успокаивающие действия и слова матери возвращают его к активным действиям с новыми предметами.

3. Отношения с другими людьми.

Общение с матерью – первый опыт малыша во взаимодействии с человечеством. Полученные знания и впечатления ребенок в дальнейшем переносит на отношения с другими людьми. Так, если мама относилась к нему бережно и заботливо, малыш смотрит на мир широко открытыми глазами, не ожидая подвоха. Если же мать часто бывала несправедливой, раздражительной, ребенок может проявлять в отношениях с окружающими неуверенность или даже агрессию.

4. Отношения ребенка с собственными детьми в будущем.

Эмоциональная связь может пронизывать несколько поколений. Любящая мама своей заботой и вниманием показывает малышу пример того, как нужно общаться с детьми. Пройдет время, и он точно так же продолжит взаимодействовать с собственным ребенком!

Баулина Мария Евгеньевна, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член Экспертного Совета JOHNSON’S® Baby
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2014

Мама – самое важное, что может быть в жизни ребенка. И не только потому, что она заботится о малыше. Благодаря маме младенец развивается, познает мир. Связь с мамой – все, что есть у грудничка. А значит, эта связь должна быть прочной и безопасной.

Отношения между матерью и ребенком очень точно описывает фраза: «Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты – весь мир». Для грудного младенца вселенная начинается с мамы – ведь ничего другого он пока не знает. В два с половиной месяца физическая взаимосвязь с мамой равна эмоциональной: мамины объятия не только дают ребенку ощущение безопасности и покоя, но и укрепляют иммунитет.

Наблюдая за мамой, младенец учится выражать эмоции; слушая мамину речь, он старается воспроизводить звуки. Неправда, что совсем маленькие дети ничего не понимают: даже если смысл ваших слов пока им неясен, они отлично поймут интонацию. Регулярно разговаривайте с ребенком, но не сюсюкайте: пусть малыш с рождения слышит правильную речь.

Многие мамы стремятся как можно скорее вернуться на работу. Разумеется, этому могут быть вполне объективные материальные и бытовые причины, но все же, если ситуация позволяет, не стоит спешить выходить из декрета. Хотя, разумеется, это не значит, что надо проводить с малышом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Все-таки быть мамой – не только удовольствие, но и очень тяжелый труд. Вам необходим отдых, смена обстановки, так что лучше время от времени все же выбираться куда-то, передав ребенка няне или родным.

От того, как малыш взаимодействует с мамой, начиная с самого раннего детства, зависит, насколько активно и гармонично он будет развиваться и как относиться к жизни и другим людям. Помните: дети растут очень быстро, все трудности, без которых не обходятся первые месяцы жизни ребенка, скоро закончатся – а ваша связь, заботливые и доверительные отношения останутся.