Что может беспокоить ребенка в 1 месяц. Первый месяц жизни

Дорогие родители! В вашей жизни месяц назад появился комочек счастья, ваше сокровище, маленькая кровиночка. Я уверена, что вы переживаете, правильно ли малыш растёт и развивается. В этой статье я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц.

Развитие крохи

От рождения до наступления первого месяца у крохи начинает нарабатываться собственный иммунитет, развиваются и активно работают системы организма, особенно пищеварительная. В этот период могут начаться проблемы с животиком, возможны колики, отказ от еды. Это связано с тем, что кишечник малыша ещё недостаточно окреп и ему тяжело самостоятельно справляться со своей функцией.

В этом возрасте малыш начинает активно махать ручками, стучать ножками. Но его движения спонтанны, хаотичны. Он уже практически не ложиться в позу эмбриона.

Некоторые малыши в таком возрасте способны немного приподнимать голову, но только из положения на животике.

За первый месяц жизни ребёнок в среднем набирает 600 грамм в весе и 3 см в росте. Мой ребёнок при рождении был 3200 г весом и с ростом 53 см, а при замерах у доктора в 1 месяц стал – 3800 грамм и 56 см соответственно.

Какие рефлексы свойственны ребёнку

Тут мы поговорим о врожденных рефлексах. Они являются залогом правильного развития ребёнка и ступенькой для движения, ползанья, ходьбы.

  1. Сосательный. Этот рефлекс появляется с первой минуты жизни малыша. Он объясняется необходимостью получать молоко матери. Такой рефлекс присущ всем млекопитающим.
  2. Поисковый. Когда малыш голоден, он пытается найти, унюхать мамину грудь или бутылочку .
  3. Хватательный. Ребёнок крепко зажимает то, что коснулось его ладошки. Также, если взять малыша за ручки, он начнёт приподниматься, но не сможет удержать голову.
  4. Защитный. Ребёнок не будет лежать на лице, если его положить на животик. Он сразу развернёт голову.
  5. Отталкивающийся. Когда ребёнок лежит на животе, вы можете слегка дотронуться до его ступней. Увидите, что ребёнок отталкивается, как лягушонок.
  6. Шагающий. Если поднять малыша вертикально и касаться его ножками поверхности, то ребёнок будет совершать шагающие движения.
  7. Рефлекс Бабинского. Стопа малыша поворачивается в бок, а пальцы на нижних конечностях растопыриваются, если ребёнку погладить стопу с внешней стороны.
  8. Рефлекс Бабкина. Ребёнок открывает рот и поворачивает голову в сторону, если ему надавить на подушечку под большим пальцем руки.
  9. Рефлекс Моро. Малыш резко разведёт ручки в разные сторону, разожмёт пальцы, потом также резко их сожмёт и опустит ручки, если в 20 см от него хлопнуть по поверхности.

Эмоции и органы чувств малыша

  1. Самым радостным будет событие, когда вы увидите первую улыбку своего малыша.
  2. Кроха начинает пытаться говорить, издавая при этом единичные звуки.
  3. Ребёнок улавливает звуки, .
  4. Кроха уже способна замечать яркие предметы на расстоянии вытянутой руки, но только неподвижные.
  5. В этом возрасте вы уже можете распознавать его настроение по плачу, улыбке или недовольной гримасе.

Период сна

В 1 месяц ребёнок спит в среднем 18 часов в сутки.

У малыша можно различить 3 состояния сна:

  1. Глубокий.
  2. Неглубокий.
  3. Дремота.

В течении дня кроха может спать, как 20 минут, так и 3 часа. Если сны будут непродолжительные, то частые, и наоборот. Так ребёнок может засыпать от четырёх до восьми раз на протяжении дня.

В среднем за ночь малыш спит 9 часов. Но при этом он обязательно будет просыпаться, чтоб покушать или чтоб ему сменили пелёнку.

Признаки сонливости малыша

  1. Ребёнок начинает тереть глаза.
  2. Малыш зевает, начинает капризничать.
  3. Кроха выглядит уставшей, закрывает и приоткрывает глазки.

Ребёнок плохо спит , что делать

  1. Проветривайте помещение. Возможно, ребёнку душно и это мешает ему уснуть .
  2. Малышу может мешать яркий свет. Лучше воспользуйтесь светильником.
  3. Проследите, чтоб постелька у ребёнка была тёплой и сухой.
  4. Можете включать приятную, убаюкивающую музыку.

Я пела сыночку колыбельные.

  1. Купайте малыша перед сном. У него будут расслаблены мышцы, что позволит быстрее провалиться в сон.
  2. Старайтесь укладывать спать кроху в одинаковое время каждый день, чтоб у него выработался такой условный рефлекс.
  3. Возможно, малышу мешают спать колики или метеоризм. Проанализируете своё питание. С вашим молоком в организм ребёнка могут поступать раздражающие факторы.Малыш подаёт сигналы
  4. Плач, крик. Может означать, как и боль, голод, холод, так и желание привернуть ваше внимание.
  5. . Это будет свидетельствовать о том, что ему неудобно, что-то вызывает дискомфорт.
  6. . Возможно, он просто делает свою зарядку. А вот если при этом присутствует громкий плач – скорее всего у малыша болит животик.
  7. Стоит помнить, что малыш может быстро успокоиться, перестать плакать, если его взять на ручки и прижать к себе.

Как помогать развитию малыша

  1. Для ребёнка крайне важна тихая и уютная обстановка в семье. Не в коем случаи не ругайтесь и не кричите на глазах у малыша. Это может его напугать. Наоборот, давайте ребёнку больше положительных эмоций. Показывайте своё счастье.
  2. Старайтесь, как можно чаще трогать ребёнка, гладить его, прижимать к себе. Так у него будет правильно развиваться сенсорная и центральная нервная системы.
  3. Если у вас стоит выбор кормить грудью или смесями, отдавайте предпочтение первому варианту. С маминым молоком малыш получает не только полезные вещества и укрепляет иммунитет, но и таким образом у него быстрее развиваются осязание и обоняние.
  4. Купайте малыша каждый день. Лучше добавлять травки, которые будут расслаблять его мышечный тонус. « ».
  5. Старайтесь делать ребёнку массажик и маленькую, его первую, зарядку. Это позволит начать укрепление мышц с раннего детства.
  6. Как можно чаще разговаривайте с малышом, включайте ему классическую музыку, медленно двигайте перед ним яркие предметы.
  7. Используйте игрушки для развития детей. В этом возрасте лучшим предметом станет погремушка . Она поможет не только развивать слух, но и концентрировать внимание ребёнка.

Вот и прошёл один месяц из жизни вашего ребёнка. Сейчас он стоит на пороге новых открытий. Ребёнок уже заметно подрос, уже не выглядит столь хрупким, как при рождении. Малыш издаёт свои первые звуки и уже начал вам улыбаться . Дальше он всё больше будет вас радовать своими достижениями. Счастья вам и вашей крохе, растите здоровыми!

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.

Первый месяц в жизни младенца тянется невероятно долго! Во всяком случае, именно так кажется мамам, которые каждую минуту находятся рядом с крохой, а нередко не выходят из дома из-за холода или, наоборот, жары на улице. Но этот период позади и ваш малыш уже изменился. Заметили? Каким должно быть правильное развитие ребенка в 1 месяц, и какие полезные навыки стоит развивать уже сегодня?

С каждым днем ваш кроха становится все красивее. С личика уже ушла отечность, благодаря чему явно стали видны его черты. Теперь можно сравнить, на кого больше похож малыш, хотя эта схожесть может еще и несколько раз измениться.

Особенности физиологии младенца

Новорожденный ребенок 1 месяц уже не испытывает дискомфорта гипертонуса мышц, который сжимал кулачки крохи и заставлял прижимать ручки к телу. Они движутся свободно и неосознанно, так как младенец еще не научился управлять ими.

Пупочная ранка полностью зажила, превратившись в настоящий пупочек. А сон ребенка в 1 месяц столь продолжительный, что позволяет маме, наконец, почувствовать чуть больше свободы в выполнении домашних дел. В течение дня кроха будет спать не менее 6 раз, общее время отдыха составит 6-7 часов. Еще часов 8-10 малыш поспит ночью, возможно даже не потревожив вас для ночного кормления. Даже самые активные крохи месячного возраста бодрствуют лишь 6 часов в сутки, а настоящие сони отдыхают все 20 часов.

Стул ребенка в 1 месяц крайне индивидуален. Одни крохи могут радовать маму грязным подгузником хоть после каждого кормления, до 10 раз в сутки. В среднем же количество каканий составляет 4-6. Есть и совсем сдержанные малыши, которые опорожняют кишечник через день (особенно это актуально для искусственников). Но если кроха чувствует себя хорошо, его не беспокоит животик, который абсолютно мягкий, значит столь редкие испражнения для него норма.

Вес ребенка в 1 месяц также индивидуален, как и показатели роста, окружности головы.

Первое взвешивание в кабинете педиатра в 1 месяц жизни ребенка покажет динамику набора веса и его роста. Его показатели растут, значит, физическое развитие ребенка 1 месяца жизни проходит нормально.

Основные навыки

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц? Кушать и спать? Вовсе нет! Навыки ребенка в 1 месяц куда более разнообразны! Кроха умеет:

Особенности ухода для правильного развития

Правильный уход за ребенком 1 месяца обеспечит и его правильное развитие. Что вам нужно делать? Просто находиться рядом все время, которое вы можете себе позволить, и реагировать на просьбы малыша «по первому писку». Чаще берите его на руки, разговаривайте, играйте. И не обращайте внимания на советы бабушек и соседок, которые считают, что такое поведение сделает из ребенка эгоиста. Как раз наоборот. Детки, обделенные заботой мамы, чаще начинают кричать без причины просто, чтобы привлечь ее внимание. Малыш же, который знает, что мама придет по первому зову, лишний раз плакать не станет.

Игры

Развивать внимание и тактильные навыки ребенка помогут:

  • крупные контрастные фигурки и яркие игрушки тех цветов, которые младенец уже различает;
  • черно-белые картинки с крупными спиральными узорами или в виде шахматной доски;
  • воздушные шарики;
  • мобиль - или детская карусель с крупными фигурками и музыкой. Пусть количество этих фигурок будет небольшим, достаточно 3-4 шт.;
  • развивающий коврик или дуга - с последней можно играть просто в кроватке.

Плавание

Для новорожденного 1 месяца развитие вполне может включать грудничковое плавание в бассейне вместе с мамой и инструктором. Также можно плавать в домашней ванне. Купите для малыша надувной круг-бублик на шею и наберите полную ванную воды комфортной температуры. Опустите кроху в воду и помогите ему освоиться, придерживая под ручки. Уже на 3 раз ребенок с удовольствием будет плескаться сам, перемещаясь в воде. А вы сможете просто находиться рядом.

Начиная с 1 месяца жизни, развитие крохи будет очень активным. Ловите каждый момент, вооружившись фотоаппаратом. Уже через год вы будете с радостью рассматривать снимки, удивляясь, сколько всего умел ваш ребенок!

Распечатать

Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.

В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки

Физическое развитие

Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.
Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.

Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой

Как развивается зрение, мимика, слух и речь?

Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.

Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.

Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.

Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша

Важные рефлексы

Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:

  1. Сосательный . Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
  2. Поисковый . Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
  3. Ладонно-ротовой . Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
  4. Хватательный . Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
  5. Защитный . При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
  6. Ползания . Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
  7. Автоматической ходьбы . Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».

Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков

Что должен делать месячный малыш?

Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. , умеет:

  • В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову
  • Прислушиваться к звукам, поворачиваться к их источнику, выделять голос мамы среди других голосов
  • Вздрагивать, услышав резкий звук
  • Захватывать легкую погремушку или палец взрослого
  • Следить взглядом за медленно перемещающимся ярким предметом
  • Издавать некоторые гласные звуки
  • Фиксировать взгляд на склоненном над ним лице
  • Улыбаться в ответ на улыбку или ласковые слова.

Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше

Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.

Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.

Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.

Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.

Первый месяц жизни ребенка – это первая важная дата малыша. У крохи уже проходит период новорожденности – щечки и тельце округлилось, отчетливее вырисовываются черты лица, кожа стала светлее, шапочки из роддома и распашонки стали малы. Ваш малыш значительно подрос и прибавил в весе. Пришла пора первого официального выхода в свет – похода в поликлинику.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Педиатр измерит рост, вес малыша, проверит насколько развитие ребенка соответствует его возрасту. Проверит наличие рефлексов и умений.

С самого рождения мозг ребенка постоянно активно развивается, все, что малыш видит, слышит, осязает – все это развивает его нервную систему.

Кроха ещё не может управлять своим телом – его движения все ещё хаотичные, но уже в 1 месяц ребенок многое может. Что умеет ребенок в 1 месяц:

  • Ребенок должен уметь удерживать головку. В положении лежа на животе кроха может приподнять голову и некоторое время оставаться в таком положении.
  • Малыш уже может узнавать маму, следить за ней взглядом. Отличать её от других родственников и посторонних людей.
  • Ребенок должен уметь фиксировать взгляд на неподвижном предмете и следить за вертикально движущейся игрушкой.
  • В 1 месяц кроха начинает осознанно улыбаться в ответ на улыбку матери. Это очень важный показатель правильного развития ребенка.
  • Малыш может пытаться произносить какие-то звуки, в ответ на речь взрослого. Так начинается гуление – первые зачатки полноценной речи.
  • В 1 месяц малыш уже может отличать знакомые звуки, слушать стихи, песенки. Узнает голоса родителей.
  • Резкие, незнакомые звуки пугают малыша. Ребенок вздрагивает, вскидывает руки.
  • Малыш узнает прикосновения матери, успокаивается у неё на руках и может испугаться, попав на руки к незнакомому человеку.
  • Руки и ноги малыша начинают принимать более расслабленное положение. Согнутые руки и ноги, сжатые кулачки – все это проявление гипертонуса новорожденных. С взрослением малыша все эти признаки должны проходить.
  • В 1 месяц ребенок привыкает к определенному распорядку дня. Еда, бодрствование и сон происходят примерно в одно и то же время.
  • Рефлексы новорожденных всё ещё сохраняются. Педиатр обязательно их проверит.

В 1 месяц ребенок начинает активно двигать руками и ногами, поворачивает голову. Необходимо давать малышу свободно двигаться, надевать на него свободную одежду. В это время уже не стоит туго пеленать ребенка во время бодрствования. Руки малыша должны быть свободными.

Развитие новорожденного: Что умеет ребенок в 1 месяц? (видео):

В этом возрасте малыш с интересом наблюдает за яркими погремушками. Можно вложить ребенку в руку игрушку – и он сможет недолго удерживать её. Малыш будет пытаться схватить рукой, заинтересовавший его предмет, формируя таким образом нейронные связи, необходимые для согласованных движений конечностей ребенка.

В первый месяц жизни ребенка ему всё ещё необходим тактильный контакт с матерью, чаще берите его на руки, делайте массаж, гимнастику. Эти занятия укрепляют мышцы малыша, ведь ему предстоит ещё научиться делать много разных сложных движений – переворачиваться, подниматься на руках, садиться, ползать.

Чем можно заниматься с малышом в таком возрасте


Во время бодрствования активно общайтесь с малышом. Для крохи это общение стимулирует активное развитие всех органов чувств, а для родителей эмоционально очень важно и радостно получать ответную реакцию малыша – улыбка, взгляд крохи, оживление при виде знакомых лиц.

Включайте ненадолго классическую и инструментальную музыку. Можно найти готовые подборки классической музыки для малышей. Если в первый месяц жизни ребенка приучить малыша засыпать под записи колыбельных песен, то в будущем кроха привыкнет и будет быстрее засыпать, как только вы ему включите знакомые мелодии. Читайте ребенку народные песенки, стихи, прибаутки.

Совершая какие-либо действия с малышом (умывание, массаж, гимнастику) проговаривайте все свои действия. Это хорошо стимулирует развитие речи малыша. Часто бывает так, что мамы молча пеленают, кормят ребенка, т.к. малыш все равно не понимает, что ему говорят, да и вообще, о чем разговаривать с ребенком. Если не знаете, о чем говорить, можно просто комментировать все свои действия (я пошла, я взяла и т.д.), ходить по комнате с крохой на руках и показывать различные предметы, называть их и объяснять, зачем они нужны и как их использовать. Такое поведение может быть непривычным, но в последствии это позволит малышу быстрее заговорить. Всё, что вы делаете вместе с ребенком начиная с рождения – обязательно благотворно скажется на развитии малыша в более старшем возрасте.


Основные игрушки малыша в таком возрасте – погремушки, их может быть несколько разных форм и цветов, с разными фактурами. Погремушки играют важную роль в развитии ребенка в 1 месяц. Вешайте на кроватку мобили, различные подвески контрастных цветов – малыш с интересом будет наблюдать за движущимися игрушками, следить за ними взглядом.

В первый месяц жизни ребенка чаще выкладывайте малыша на живот. Это будет стимулировать его поднимать голову и тренировать мышцы спины и шеи, чтобы вскоре научиться уверенно держать голову.

Мама делится личным опытом о развитии малыша в первый месяц (видео):

Если здоровый доношенный ребенок в 1 месяц жизни ещё не имеет таких навыков – это не повод переживать. Обязательно проверьте слух и зрение ребенка у врача, покажите малыша неврологу. Если всё в порядке – просто уделяйте крохе больше внимания, занимайтесь с ним – чуть позже ребенок всему этому научиться.